О том, как реформы А. А. Фурсенко бесповоротно разрушили школьное образование

Готман Ада Шоломовна
д.т.н., проф., член - корреспондент РИА и РАЕ


 

После окончания Ленинградского Кораблестроительного института (в 1954 году) я в течение нескольких лет работала инженером – конструктором в Зеленодольском судостроительном конструкторском бюро. Однажды меня попросили в школе заменить ушедшую в декрет учительницу физики. Чтобы немножко подработать, я согласилась. Примерно в это время Н. Хрущёв решил, что необходимо ввести в стране обязательное семилетнее образование. Это, в действительности, замечательное начинание привело к тому, что некоторые ученики в седьмом классе перестали делать домашние уроки. Я спросила у одной девочки: «Почему ты не учишь уроки?». Она сказала: «А вы мне всё равно тройку поставите!». Я ей поставила двойку в четверти. Директор школы пригласила меня и говорит: «Вы у нас человек временный, а нам придётся за эту двойку отвечать. Поставьте, пожалуйста, тройку». Я тут же подала ей заявление об уходе и больше никогда в школе не работала.

Чем обернулась реформа об обязательном семилетнем образовании у нас в России? Ведь стали спрашивать не с лодыря, а с учителя, который и так за мизерную зарплату старался изо всех сил этого лодыря научить. Если до этой реформы нерадивый ученик переходил из пятого класса А в пятый класс Б, а потом через год опять в пятый класс А и сидел на задней парте, чтобы не заслонять маленьким детям доску и учителя, то он прекрасно понимал своё место в обществе. Он уходил из школы, приобретал рабочую профессию, становился хорошим плотником и таким образом, находил соответствующее место в жизни. Что происходит сейчас? «Вытянув за уши» совершенного тупицу и дав ему незаслуженный и не обеспеченный знаниями аттестат зрелости, школа, гимназия или колледж практически обманули человека. Ведь он не понимает своего невежества и не знает, чем он отличается от отличника. Практически такой человек берётся за дело, которое ему не по плечу, занимает не своё место, мешая специалистам работать. Капитан с фальшивым дипломом выходит в море с не заделанной пробоиной, попадает в шторм, губит судно и большую часть экипажа, и при этом даже сам остаётся живым. Или умудряется утопить баржу не на море, а на реке!

Но речь не только об этом. Хорошее качественное образование в школе складывается веками. Например, школьные учебники Киселёва по алгебре и геометрии были составлены с точным учётом возможностей ребёнка в каждом возрасте, с ясным изложением материала, с прекрасно составленными задачами. После окончания школы даже троечник знал геометрию и алгебру. Или, например, академик А.Н. Колмогоров взялся за переработку школьного учебника по геометрии, попробовал преподавать в какой-то элитной московской школе, получил какие-то ему понравившиеся результаты, а потом со всей своей академической мощью добился внедрения своего учебника по всей стране. Я уж не говорю о том, что он должен был учесть, что преподавать-то по этому учебнику будут не академики, а простые деревенские учительницы, иногда даже без высшего образования. А.Н. Колмогоров даже не просчитал того, что будет знать выпускник школы по прикладной геометрии, когда он захочет стать не математиком, а инженером. В результате школьники проваливали экзамен по геометрии по всему СССР. Вместо того, чтобы вернуть старые хорошие учебники, сделали проще: отменили экзамен по геометрии в школе вообще. В результате в технических ВУЗах начали появляться студенты, которые не знают, чему равна площадь квадрата.

Эти два факта я привожу в доказательство того, что любое изменение сложившегося в России (в СССР) прекрасного школьного образования могло приводить к плохим последствиям. Хотя бы из соображения, что лучшее – враг хорошего, не стоит опрометчиво делать нововведения в образовательной системе.

В своё время в самом начале перестройки министр образования Г.А. Ягодин начал вводить новые школьные учебники, внедряя в школу американскую систему. В то время транслировались по ТВ встречи министров с народом и т.п. мероприятия. Помню такую картинку: огромный зал, съезд школьных учителей, несколько тысяч учителей стоят и скандируют: «Верните в школу учебники Киселёва по математике!» Г.А. Ягодин резко отвечает: «Об этом не может быть и речи!». А ведь всем, кто хоть сколько-нибудь знает о школьном образовании в США, известно какое оно плохое, особенно по математике. Зачем же было насильно вводить плохое чужое вместо своего хорошего? Школьное образование, как консервативная система, ещё долго оставалось бы в России приличным до тех пор, пока за неё не принялся А.А. Фурсенко. Совершенно необоснованные, не доводимые до конца, без сформулированных целей, без просчёта последствий каждого пункта, беспрерывно вводящиеся новые и новые реформы привели к полному разрушению школьного образования в России.

Простой пример. Для того, чтобы выяснить какой из разделов школьной программы при современных учебниках является наиболее слабым, лет 15 тому назад я на первом практическом занятии сделала пятиминутную проверку по индивидуальным билетикам, чтобы исключить списывание. 5 вопросов были примерно такие: 1) Чему равен ? 2) Чему равен 3) 4) Чему равна площадь треугольника? 5) Написать формулу

Из 50-ти человек, которые сдали вступительные экзамены по математике на 4 и 5, правильно на все пять вопросов ответил только один. Ответы остальных 49-ти произвели ошеломляющее впечатление. А на вступительных экзаменах в институт они решали логарифмические уравнения и т.п. сложные задачи. Просто при плохих учебниках натаскивание стало нормой. Как и подготовка к ЕГЭ.

О современных учебниках. Приходит соседская девочка. Не понимает логарифмов. Смотрю описание логарифмов в её учебнике (профессор по высшей математике) и перестаю понимать, что такое логарифм вместе с соседской девочкой. А ведь учебники по другим школьным дисциплинам такого же качества. Дети привыкли запоминать непонятное. Я сначала думала, что у них должна быть в таком случае хорошая память, потому что сама не могу запомнить того, что не понимаю. Оказалось, что у большинства с развитием памяти не очень хорошо, а бывает и просто катастрофа. Только что разобрались с каким-нибудь вопросом. Даже глаза засияли: «Понял!». И даже разумно тут же всё рассказал. Вроде действительно понял. Завтра состояние такое, как будто вчера вообще не существовало.

И это делает система школьного образования с нормальными, способными и трудолюбивыми детьми, не дебилами, не слабоумными, не лентяями. Сейчас нормально по полной программе учить в ВУЗе практически невозможно. Выпускники большинства школ не умеют учиться, а в ВУЗе уже поздно вырабатывать эту способность. Из программ убирается всё больше и больше необходимых предметов. В результате анкетирование показало, что 29% школьников считают, что Солнце вращается вокруг Земли, потому что в школе вместо астрономии преподают ОБЖ или что-то с таким же почти неприличным названием. Теперь изо всех сил вводят уроки религии. Это в 21 веке!

Отсутствие настоящих интересных уроков литературы и резкое сокращение числа уроков русского языка приводят к тому, что у студентов отсутствует привычка читать, читают медленно и поэтому неохотно. Их пугает толстая книга не только по своей специальности, но и художественная. Глядя только телевизор и компьютер, практически они всю жизнь читают только детские книжки с картинками, потому что вместо чтения, развивающего воображение, фантазию и способность думать, смотрят кино, то есть получают готовое толкование с иллюстрациями. Для того, чтобы люди в России понимали друг друга, они должны знать свою литературу, свой родной язык, свою истинную, а не политизированную историю.

Если бы было задумано учить так, чтобы ничему не научить, то лучше бестолковых непрерывные реформ с некачественными учебниками, ничего эффективнее реформ А.А. Фурсенко нельзя было бы придумать. Ни в какие времена, ни в одной стране мира никто не придумал такого, чтобы не вкладывать деньги в образование, а наоборот зарабатывать на нём. А теперь у нас огромное количество чиновников в Министерстве науки и образования разрабатывают всё новые и новые вредоносные школьные и ВУЗовские реформы, потому что для их внедрения правительство «вкладывает деньги в образование», идущие в основном на прокорм этих чиновников. За учебники, в отличие от научных монографий, прилично платят, вот и пишут эти учебники далеко не самые грамотные и компетентные люди.

В любой нормальной семье родители затянут пояса, но будут стараться дать детям образование. После войны при разрухе и карточной системе был задуман и построен Научно – исследовательский институт по кораблестроению ЦНИИ им. ак. А.Н. Крылова. А сколько средств тогда вкладывалось в космические разработки! Зато наш флот по многим параметрам был лучше американского, зато первым спутником Земли был советский спутник, первым космонавтом был Гагарин. И это грело и греет до сих пор душу каждого гражданина страны. А сейчас 30% молодых людей уезжают из страны! Такой катастрофы ещё не было. Ведь процесс ухудшения образования уже перешёл критическую точку возврата. Уже педагоги не обладают достаточными знаниями и нравственными позициями, чтобы восстановить систему образования. Когда педагог вместо того, чтобы хорошо учить на уроке, даёт частные уроки, он даёт ученику хороший урок безнравственности. Когда в силу сложившейся системы для того, чтобы сохранить контингент и сохранить работу, профессор вынужден ставить тройку вместо двойки на глазах всего потока студентов явному прогульщику, он даёт наглядный пример безнравственности всему потоку. Когда студенты открыто обсуждают цены на положительные оценки по разным предметам, они учатся не предмету, а коррупции. Когда в метро и на досках объявлений ВУЗов висят предложения (с контактными телефонами!) сделать курсовую или дипломную работу и чуть ли не диссертацию, а наша полиция этих авторов не разыскивает, не отдаёт под суд, то студенты эффективно обучаются жульничеству и воровству.

Когда в министра образования и науки при встрече с аспирантами и студентами кидают помидоры и яйца, а он остаётся на своей должности, то что можно от такого министра ждать? Я считаю, что министр образования и науки А.А. Фурсенко за годы своей деятельности нанёс такой огромный вред России, результаты которого можно ликвидировать только за сотню лет, вложив огромные деньги и силы.

Мне представляется, что Российская Инженерная Академия должна объединить все академии России и всех ректоров университетов и ВУЗов и составить доказательное обращение ко всем кандидатам в президенты, в котором показать, что без собственной судостроительной, авиационной, военной, железнодорожной промышленности и тяжёлого машиностроения Россия существовать не может. А для решения этих вопросов необходимо много высококвалифицированных инженеров. Необходимо вернуть в школу старые послевоенные программы и учебники по всем предметам, чтобы не тратить силы и время на разработку новых. Для того, чтобы добавить в эти учебники новейшие знания в области физики, астрономии и информатики не потребуется много времени и сил. А из грамотных, хорошо подготовленных к упорной учёбе студентов можно подготовить хороших инженеров.

Единственная национальная идея в России, которая сможет вывести страну на подобающий уровень, - это идея доступного и высококачественного образования на всех уровнях, потому что организовать промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, оборону и культуру страны могут только профессионалы.



© 2010-2015 Российская инженерная академия
125009, г. Москва, Газетный пер. 9, стр. 4
Телефон: (495) 629-9431; факс: (495) 510-2160, 627-3709.
Почта: info-rae@mail.ru