Ещё раз про любовь

Введение

Это исследование предпринято с целью получить ответы на три вопроса: «Что такое Я?», «Что такое душа?» и «Что такое любовь?». Вначале был только первый вопрос, а вторые два  возникли в процессе попытки ответить на него.

Вопрос о том, что такое «Я», возник у меня много лет тому назад. Не имея никакого гуманитарного образования и даже не зная к какой науке относится мой вопрос, я продолжала мои дилетантские поиски. Вопрос я поставила так:: «Чем я отличаюсь от других людей?». Я пыталась понять и проверить, откуда во мне мысли и отношение к жизни. Получалось, что всё во мне от общения с людьми, из книг, из кино, театра и т.п. А где же «Я»?

Подпись:  
Карл  Густав Юнг
26 июля 1875г. – 6 июня 1961 г.
У каждого человека есть его Я, как принято говорить, его Эго[1]. Мои размышления заводили меня в тупик до тех пор, пока я ни включила в свои размышления понятие любви. Получалось, что именно любовь даёт ответ на вопрос о «Я».

Например, два близнеца. Они живут вместе, видят одно и то же, слышат одно и то же, даже едят одно и то же. А тем не менее, они разные. У них разные реакции, разные способности, разные характеры. И, главное, у каждого естественно своё индивидуальное «Я». Откуда? Почему? Как это получается?

Вот человек родился со своими пятью чувствами, всеми животными инстинктами и реакциями. Всё это врождённое, дано ему от природы. Конечно интенсивность чувств, инстинктов и реакций разная. Например, родился Вольфганг Амадей Моцарт. Его слух от природы тоньше, чем у других людей. Родился Жан Батист Камиль Коро с зрением, отличным от зрения других людей. Но это они получили от природы, а вот великими они стали сами. Что же послужило началом становления великого Вольфганга Моцарта или великого Жана Коро? Где возникло собственное «Я» каждого из них? Несомненно, всё началось с любви: Вольфганг Моцарт полюбил музыку, а Жан Коро полюбил живопись. Без любви великий дар каждого из них просто пропал бы, «Я» каждого было бы другим.

Это рассуждение совпадает с главной и любимой фразой которую повторял Карл Гюстав Юнг: «Ничто не  возможно без любви!» Согласно мнению К.Юнга «любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека».

Люди, живя в одном обществе, отличаются друг от друга только тем, что они полюбили из внешнего мира, что приняли как своё, что «общность душ» -  это, когда люди любят одно и то же. Можно вспомнить слова Наташи Ростовой: «Чтобы понять человека, нужно узнать, что он любит». Л. Н. Толстой придавал любви бесконечно большое значение. Он полагал, что любовь есть единственная разумная деятельность человека. Платон Каратаев потому так интересен Л.Н.Толстому, что он является воплощением любовного отношения ко всему в мире, не анализируя, не раздражаясь. Л.Н.Толстой считал, что истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а «душевное состояние готовности любви ко всем». К этому высказыванию хочется привести в качестве примера чеховскую Душечку. Л.Н. Толстой говорил: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим». То же самое сказал Антуан де Сент Экзюпери[2] словами лиса: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Любовь обладает свойством избирательности, субъективности отношения. Вот эта избирательность приводит к отличию одного человека от других. Именно она создаёт «Я» человека.

Из всего, что написано выше, я формулирую для себя такую рабочую гипотезу: «Душа создаётся любовью. Чем больше в человеке любви к окружающему миру, тем больше его душа. Содержание души – любовь».  Любые негативные эмоции разрушают душу, поэтому я их дальше не рассматриваю.

Вопрос о том, связаны ли избирательность и предпочтение любви с мозгом, является одним из главных в ряду изучаемых проблем.

М.И.Хасьминский[3] пишет: «… открыв любой учебник, монографию,  научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием. Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Далее М.И.Хасьминский пишет: «Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены  сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания  нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием».

Исследование связи мозга и души с помощью самого современного оборудования для изучения мозга  выполнено замечательным британским нейрофизиологом Кристофером Фритом.[4]. В предисловии к книге «Мозг и душа» К.Фрит пишет: «В этой книге я собираюсь показать, что никакой разницы между внутренним миром человека и материальным миром на самом деле нет. Разница между ними – иллюзия, создаваемая нашим мозгом. Всё, что мы знаем, как о материальном мире, так и о внутреннем мире других людей, мы знаем благодаря мозгу. Но связь нашего мозга с материальным миром физических тел так же опосредована, как и его связь с нематериальным миром идей. Скрывая от нас все бессознательные заключения, к которым он приходит, наш мозг создает у нас иллюзию непосредственного контакта с материальным миром. В то же самое время он создает у нас иллюзию, что наш внутренний мир обособлен и принадлежит только нам. Эти две иллюзии дают нам ощущение, что в мире, в котором мы живем, мы действуем как независимые деятели. Вместе с тем мы можем делиться опытом восприятия окружающего мира с другими людьми. За многие тысячелетия эта способность делиться опытом создала человеческую культуру, которая, в свою очередь, может влиять на работу нашего мозга. Преодолев эти иллюзии, создаваемые мозгом, мы можем заложить основание науки, которая объяснит нам, как мозг формирует наше сознание». Интересно примечание К.Фритта: «Семир Зеки, специалист по анатомии мозга, обратил мое внимание на то, что у нас в мозгу не может быть участка, всецело задействованного в управлении другими участками. Он объяснил это тем, что у нас в мозгу нет участка, который посылал бы только исходящие сигналы и не получал никаких входящих». В заключении к своему труду К.Фритт подчёркивает значение «Я» человека, что подтверждает важность вопроса, заданного в начале статьи «Что такое Я?». К.Фритт пишет:  «Между нашим восприятием себя как свободных деятелей и нашей готовностью вести себя альтруистично, радуясь, когда мы сами поступаем честно, и огорчаясь, когда другие поступают нечестно, есть глубокая связь. Для возникновения этих чувств принципиально, чтобы мы воспринимали себя и других как свободных деятелей. Мы уверены, что мы все способны к осознанному выбору. На этом и держится наша готовность сотрудничать с другими. Эта последняя иллюзия, создаваемая нашим мозгом – что мы существуем отдельно от социальной среды и являемся свободными деятелями, – позволяет нам вместе создавать общество и культуру, которые настолько больше, чем каждый из нас в отдельности».

Кристофер Фритт наш современник, он использует для своих исследований самую современную аппаратуру, поэтому его выводы – это то, что даёт нам самая современная наука. Когда он пишет: «связь нашего мозга с материальным миром физических тел так же опосредована, как и его связь с нематериальным миром идей. Скрывая от нас все бессознательные заключения, к которым он приходит, наш мозг создает у нас иллюзию непосредственного контакта с материальным миром», то мне хочется эти выводы К.Фритта понять так: «Связь мозга с миром осуществляется бессознательно тем, что мы называем любовью».

Подпись:  
Кристофер Фритт
род. 16 марта 1942 г.

Подпись:  
Зигмунд Фрейд
6 мая 1856г.  – 23 сентября 1939г.
Исследователь любви Хелен Фишер[5], изучавшая связь любви с работой мозга, пишет: «В одном я, однако, твердо убеждена: неважно, сколь подробно ученые смогут изучить функции и структуру мозга, сколь глубоко они смогут проникнуть в тайны биологии любви, – им все равно не удастся разрушить тайну и восторг романтической страсти. Об этом я сужу по собственному опыту. В течение шести лет мы (Х.Фишер с другими исследователями) просканировали мозг 40 безумно влюбленных, сделав в среднем по 144 снимка каждого из них. Примерно у половины испытуемых любовь была взаимной, остальные совсем недавно расстались с теми, кого обожали. Мы стремились к тому, чтобы зафиксировать весь спектр чувств, ассоциирующихся с любовью. Результаты оказались воистину поразительными. Мы обнаружили различия, позволяющие объяснить, почему мужчины столь живо реагируют на зрительные стимулы, а женщины способны вспомнить все подробности отношений. Мы выяснили, каким образом мозг влюбленного меняется со временем. Мы нашли, в каких зонах мозга пробуждается активность, когда вы испытываете пылкую страсть, что, несомненно, дает возможность изыскать новые способы сохранить свежесть чувств в продолжительных отношениях. Я пришла к выводу, что животные тоже ощущают друг к другу некое подобие романтического чувства. Наши исследования позволили по-новому взглянуть на причины, по которым совершаются преступления на почве страсти. Кроме того, я стала лучше понимать, почему мы испытываем столь сильный гнев и отчаяние, будучи отвергнутыми, и даже обнаружила кое-какие способы облегчить эти страдания.

Подпись:  
Хелен Фишер
род. 31 мая 1945 г.
Подпись:  
Эрих Фромм
23 марта 1900г. -18 марта 1980 г.
Но самое главное – полученные результаты изменили самую суть моих представлений о романтической любви. Я осознала, что для любого из нас она является одним из основных мотиваторов. Подобно голоду, жажде и материнскому инстинкту, любовь – это необходимость, базовое побуждение, заставляющее нас вступать в схватку за конкретного партнера и побеждать в ней».

Из исследований Хелен Фишер ясно, что то обстоятельство, что мозг реагирует на любовь, никак не доказывает, что мозг может на неё влиять. 

По этому поводу есть много высказываний. У Антуана Сент-Экзюпери оно одно из самых точных: «Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви».

Понятно, что, чем больше человек любит людей, природу, книги, искусство, тем больше его душа, поэтому в качестве рабочей гипотезы в данной работе принята гипотеза: «душа развивается и живёт по мере наполнения любовью и представляет собой  «сосуд любви»». Конечно, это пока только художественный образ и далеко не научный.

С другой стороны, есть замечательная фраза К.Паустовского: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». И так как это абсолютная истина, можно согласиться с К.Фриттом, что «мы можем заложить основание науки, которая объяснит нам, как мозг формирует наше сознание»

Для того, чтобы ответить на вопрос: «Что такое Я?», пришлось обратиться к научной литературе и прежде всего к книге З.Фрейда «Я и Оно»[6]. З.Фрейд в структуре психики выделяет три важнейших компонента: «Я - как принцип реальности, Оно - как принцип бессознательных влечений и Сверх-Я, которое базируется на усвоенных социальных нормах. Соотношение между ними З.Фрейд определяет образно: «Что касается Я и Оно, первое - это всадник, который должен обуздать коня (Оно), значительно превосходящего его по силе». Практически в этой моей статье рассматривается Оно, то есть, моя сокровенная душа, а Сверх-Я отнесено к социальному влиянию и к фону, на котором формируется сокровенное «Я». Э.Фромм пишет: «Суть всех поисков Фрейда лучше всего отражает его кредо: «Там, где было Оно, должно быть Я».

Итак, что же такое душа?

О душе

Слово «психика» является переводом слова «душа». Любой язык за столетия так или иначе в своём развитии оттачивает смысл слов, и, если доверять языку, нужно считать, что слова «любовь» и «душа» имеют разный смысл. Но судя по тому же языку, эти понятия так или иначе связаны между собой. Душой человека занимается наука психология. Слово "психология" образовалось из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука). Оно появилось впервые в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Итак, психика человека напрямую связана с его душой.

Естественно, возникает вопрос о существовании души вообще. Если исходить из того, что душа – это вся психика человека, то, отрицая душу, мы отрицаем существование у человека психической жизни. Считают, что «душа» - это понятие, принадлежащее религии, а так как религия опирается на веру, а не на доказательства, то опять же отрицая существование души, мы отрицаем существование у человека психики.

Своим названием и первым определением психология обязана прелестному греческому мифу. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Душа (Психея) и Любовь (Эрот)  бессмертны и неразлучны. У них родилась дочь с именем Наслаждение ( Идони).

Этот миф не противоречит моей гипотезе, потому что душа и любовь рассматриваются как разные существа. С другой стороны, Психея (душа) наполнена любовью настолько, что Зевс превратил Психею в богиню. Если доверять интуиции древних, то это подтверждает гипотезу о том, что душа  - это любовь.

Читаю в книгах по психиатрии: «Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки». Вопросами души много тысячелетий занимаются все религии, которые меньше всего утруждают себя доказательствами. Все великие философы занимались сущностью души человека, так что сказать что-нибудь новое об этом, конечно, невозможно, но для ответа на свои вопросы мне интересно рассмотреть все взгляды на эту проблему».

Полное описание представления древних философов о душе описано в книге Ю.Б.Гиппенрейтер[7], поэтому сведения о взглядах древних взяты из его учебного курса.

Демокрит (460–370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считается основателем психологии. Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Главная функция души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены прежде всего Платоном (427–347 гг. до н. э.). Платон смотрел на душу как на самостоятельную субстанцию; которая существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ наиболее последовательно и обоснованно сформулировал первые психологические понятия. В учении о душе он впервые указал на разграничение между душой и телом и провозгласил нематериальность и невещественность души.

Подпись:  
Наталья Петровна Бехтерева
7 июля 1924 г. – 22 июня 2008 г.
Следующий этап в развитии психологии относится к последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии был французский философ Рене Декарт (1596–1650). Ему принадлежит известная фраза: «Мыслю, следовательно, существую» «Что же такое мысль?» – задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить – значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать»  В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,– постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Интереснее всего для цели данной статьи мнение великих психоаналитиков. Э.Фромм[8] профессионально занимался душой человека. Он принимает душу человека как данность и рассматривает её противоречия, связанные с социальными проблемами, как отражающие внутреннюю борьбу добра со злом.

Здесь опять возникает вопрос  о связи мозга с душой. Этим вопросом всю жизнь занимается Наталья Бехтерева.. Беседы с Бехтеревой о  душе:[9]

«- НАТАЛЬЯ Петровна, где место души — в головном мозге, спинном, в сердце, в желудке?
— Это все будет гадание на кофейной гуще, кто бы вам ни ответил. Можно сказать — «во всем организме» или «вне организма, где-то рядом». Я думаю, этой субстанции не нужно места. Если она есть, то во всем теле. Что-то, пронизывающее весь организм, чему не мешают ни стены, ни двери, ни потолки. Душой, за неимением лучших формулировок, называют, например, и то, что будто бы выходит из тела, когда человек умирает.
— Сознание и душа — синонимы?

— Для меня — нет. Насчет сознания есть много формулировок, одна другой хуже. Годится и такая: «Осознание себя в окружающем мире». Когда человек приходит в чувство после обморока, первое, что он начинает понимать, — рядом есть что-то, кроме него самого. Хотя в бессознательном состоянии мозг тоже воспринимает информацию. Иногда больные, очнувшись, рассказывают о том, чего не могли видеть. А душа… что такое душа, я не знаю. Говорю вам, как есть. Пытались даже взвешивать душу. Какие-то очень небольшие граммы получаются. Я не очень верю в это. При умирании в теле человека происходит тысяча процессов. Может быть, оно просто худеет? Доказать, что это именно «душа отлетела», нельзя.

— Вы можете точно сказать, где находится наше сознание? В мозге?

— Сознание — феномен мозга, хотя и очень зависимый от состояния тела. Вы можете лишить человека сознания, пережав ему двумя пальцами шейную артерию, изменить кровоток, но это очень опасно. Это результат деятельности, я бы даже сказала — жизни мозга. Так точнее. Когда вы просыпаетесь, в ту же секунду приходите в сознание. «Оживает» сразу весь организм. Как будто одновременно включаются все лампочки».

  Очень хочется согласиться с Н.Бехтеревой в том, что возможно, что душа находится во всём теле и даже где-то рядом. Я же рассуждаю так: «Исходя из того, что душа есть нечто нематериальное, представляется логичным её расположить в биополе человека, то есть, в ауре. Если исходить из того, что душа является результатом любви, то для подтверждения идеи о её расположении в ауре необходимо разобраться хотя бы с природой любви.

С научной точки зрения под аурой или иначе биоэнергетическим полем понимается поток электромагнитных волн, который воспроизводится внутри человека и излучается в окружающее пространство. При этом пишут, что мощность этого биоэлектромагнитного потока является чрезвычайно низкой интенсивности и высокой хаотичности сигналов, которые не поддаются измерению обычными доступными физическими приборами. Не знаю, какими приборами и как измеряется биополе человека, но написанная выше фраза звучит мало убе6дительно, слишком большое влияние мы ощущаем, приближаясь к другому человеку.  

Считается, что препарировать любовь нельзя, потому что в таком случае любовь может лишиться основной своей прелести – романтической тайны. Думаю, что понимание природы не может навредить любви, потому что любовь слишком нужна человеку, чтобы хоть что-то могло её уменьшить или отвергнуть.

О любви

Конфуций - китайский мыслитель (552 – 479 до н.э.) дал такое определение любви: «Влечения душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь».  Из этого высказывания Конфуция ясно, что любовь – это влечение.

Значение любви в жизни человека переоценить невозможно. Самое заветное и главное желание человека - желание любить и быть любимым. В своих поисках смысла и определения любви мы в этой статье руководствуемся ещё таким высказыванием Л.Н.Толстого: «Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека» В связи с нашим полным согласием с этими определениями Л.Н.Толстого дальше не будут рассматриваться негативные чувства, потому что они разрушают душу.

Дать обзор работ о любви невозможно, потому что любви посвящена вся мировая классическая литература, и каждый классик решал свой собственный вопрос о любви. Но вот научная литература, посвящённая любви, не так уж необъятна. Естественно, любви посвящено много религиозной литературы, но она не рассматривается в данной статье. Нас интересуют научно доказательные воззрения на любовь и душу.

В.С.Соловьёв[10], написавший книгу о смысле любви, дал любви несколько определений: 1) истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью; 2) любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Он пишет: «Итак, соблюдая закон логики, не дозволяющей отождествлять противоречащих определений, а также заповедь истинной религии, запрещающую идолопоклонство, мы должны под верою в предмет нашей любви разуметь утверждение этого предмета как существующего в Боге и в этом смысле обладающего бесконечным значением». Следовательно, В.С.Соловьёв расширяет границы половой любви до бесконечности.

Самый простой и бесспорный пример любви  – это отношение собаки к хозяину. Можно было бы посвятить этой самой бескорыстной и преданной любви-альтруизму отдельное специальное исследование, но прежде нужно разобраться с природой любви. О смысле любви любопытна диссертация Е.В.Вараксиной[11]. В ней рассматриваются различные представления о любви в зависимости от пола, возраста, социального положения и т.д., которые изучаются в современной отечественной психологии. Однако в такой литературе невозможно получить ответ о том, что такое любовь. Например, А.Г. Маслоу[12] рассматривает любовь, как одну из потребностей человека, в одном ряду с голодом, безопасностью и т.п. Это не только неполно, но, с нашей точки зрения, просто неверно.

Известный философ Е.П.Ильин[13] пишет: «В древних философских учениях любовь выступает как космическая сила, подобная силе тяготения. Она строящая, сплачивающая, движущая энергия мироздания. Даже движение планет приписывалось любви. Несколько столетий ранее Данте высказывал подобную мысль: «Любовь, что движет солнце и светила». Было создано учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил. Этот взгляд существовал вплоть до времен Гете. В это своей работе Е.П.Ильин приводит много разных определений любви. При этом сам Е.П.Ильин относит любовь к чувством, хотя отношение древних к любви как к космической силе, ему известно.

Вообще-то к органам чувств человека относятся: 1) зрение, 2) слух, 3) вкус, 4) обоняние, 5) осязание и к ним медики добавляют  6) термоцепцию (ощущение тепла), 7) эквибриоцепцию  (ощущение равновесия), 8) ноцицепцию  (ощущение боли), 9) проприоцепцию  (ощущение своего тела). Далее обычно перечисляются чувства страха, голода, желания и почему-то «вечной любви».

Чувство ли любовь? Любовь нельзя понюхать, лизнуть, потрогать, услышать, увидеть.  Человек знает, что он кого-то или что-то любит, но он не может сказать, почему и откуда он это знает.

Прежде, чем говорить о любом предмете, нужно дать ему определение. Однако это не всегда возможно. Есть понятия неопределимые. Мы знаем, что это такое, но дать прямое определение невозможно. Например, в аналитической геометрии к неопределимым понятиям относятся прямая линия и плоскость. Тем не менее, все знают, что это такое. Так все знают смысл слова любовь, но на вопрос: «Что такое любовь?», как правило, даже не пытаются ответить.

Например, К.Г.Паустовский  говорит: «Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое». Митрополит Антоний Сурожский повторяет такую же мысль: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле, очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями».

Интересно, что говорит о любви преподаватель - психолог Шнейдер Л.Б.: «Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). … Любовь, что бы за ней не скрывалось, является значимым событием, состоянием, процессом для включенных в ее поле людей»[14].

Если бы с любовью было всё ясно, Э.Фромму не пришло бы в голову писать книгу «Искусство любить»[15].

Любовь интересно рассмотреть как «связь человека со вселенной». Например, Э.Фромм считает, что любовь – это способ спасения от одиночества. Будучи брошен в мир - вселенную, человек слишком мал и беспомощен, но у него есть защита - чувство любви – чувство, обладающее бесконечным количеством  связей, дающих ему защиту. Спасает беспомощного и слабого человека сознание, что он не один. Изначально его защищает мать, переполненная любовью к нему. Мать тоже беспомощна, потому что она уязвима через своё дитя, но с другой стороны через это дитя она чувствует связь с миром - вселенной. Любовь ребёнка и матери – это ядро любви всего живого. Это ядро окружено множеством других любовных связей. Другие - не любовные связи – ненависть, зависть, злоба, месть – разрушают жизнь и связь с миром. В мире разных чувств, несмотря на силу чувств негативных, любовь выходит победительницей. Доказательством тому служит то обстоятельство, что, несмотря ни на что, жизнь идёт впереди смерти.

Э.Фромм пишет: «Любовь – это не обязательно отношение к определённому человеку, это установка, ориентация характера, которая задаёт отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви».  Это совпадает с цитированным выше отношением к любви Л.Н.Толстого: «Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем».

Далее, если исходить из того, что главное – это жизнь на Земле, то всё живое, отличается от неживого тем, что оно не вечно и должно воспроизводится и защищаться. В силу ли естественного отбора или изначального закона одним из видов защиты живого является любовь. Любовь приводит к причастности ко всей вселенной и к связи с ней.

Однако вселенная непомерно велика по сравнению с любым отдельным живым существом. Живое существо ощущает эту вселенную как Бога. Любовь – это связь с этой вселенной через самого близкого живого существа – сначала матери, потом партнёра для воспроизведения жизни. Но этого безмерно мало, поэтому есть связь с окружающей природой – океаном (живым существом, если учесть его переполненность живой жизнью), лесами, лугами, наполненными животными и растениями и, наконец, с близкими людьми.        Эта связь с миром –  и есть любовь.

Любовь ощущается всем существом, т.е. всем организмом, а так как весь организм пронизан нервами и кровеносными сосудами, которые сходятся в сердце, то сердце и воспринимается как центр любви.  Но этого мало. Мир описывается как Божий мир, поэтому его восприятие и описывается как связь с Богом. Но все эти образы всего лишь способ описания, а суть – это физическая и духовная связь человека со вселенной, которую человек называет любовью. Это особое состояние. Для его выражения человек строит храмы, соборы, пирамиды, форма и архитектура которых определяется силой и красотой любви».

Практически все психоаналитики вынуждены заниматься проблемой человеческой любви. Искусства всех видов отражают разные стороны любви. Ярче всех это чувство описывает музыка великих композиторов – Моцарта, Баха, Шопена, Бетховена, Гайдна и других тех, кто непосредственно чувствовал Бога - вселенную.

Итак, получается, что любовь связывает человека со вселенной путём обмена энергией.

Кеплер и Ньютона открыли главные физические законы вселенной: законы движения планет и закон всемирного тяготения. Лаплас сформулировал определение потенциала. Человек живёт по всем этим законам. Не случайно в древних философских учениях любовь выступает как космическая сила. Эта сила осуществляет связь человека со всей вселенной. Если сравнить любовь с другими человеческими эмоциями и инстинктами, то она отличается от них потребностью в отдаче.. Именно поэтому хочется дать любви такое определение сущности любви:

«Любовь – это космическая энергия, которой человек обменивается с окружающим его миром и с которой он вписывается в космос».

Эта энергия вырабатывается всем существом человека и всей его психикой. Энергия любви равна сумме всех видов энергии человека и оказывает мощное непреодолимое воздействие на самого человека. Мы прекрасно знаем, что  любовь обладает большой непреодолимой силой..

Если говорить об оттенках любви человека, то приходится признать, что любовь человека может отражать только его сущность, потому что человек не может в свою любовь вложить ничего, кроме самого себя, своей психики, своего образования, своей культуры. Фактически классическая литература занята тем, что изучает виды любви, которые из всего этого получаются.

Придя к выводу, что любовь – это присущая человеку энергия, я начала искать подтверждение этой идеи. Я исходила из того, что научное определение любви нужно искать у мудрецов, в древних учениях, а также у великих психоаналитиков ХХ века – К.Юнга, З.Фрейда, Э.Фромма и у современных.

Согласно восточным учениям, в теле человека расположено несколько энергетических центров (чакр), в которые поступает энергия и через которые она уходит. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что любовь связана с обменом энергией с окружающим миром. 

Считается, что существует 7 основных чакр:

1)    Муладхара – чакра, от энергетики которой зависит физическое здоровье и жизнеспособность человека.

2)    Свадхистана – чакра, в которой сосредоточена сексуальная энергия.

3)    Анахата – чакра любви и сострадания, объединяющая духовные и физические устремления личности.

4)    Манипура  - чакра, управляющая силой воли человека.

5)    Вишуддха – чакра творческих способностей, самосовершенствования.

6)    Аджна – чакра интуитивных способностей, дара ясновидения, психической энергетики, запредельных человеческих способностей.

7)    Сахасрара –чакра, способствующая контактам с Высшими силами космоса, Высшим разумом и Творцом всего сущего.

Как видно из смысла третьей чакры, энергия любви состоит из духовной и физической энергии человека.

З.Фрейд[16] ввёл понятие либидо. (лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) понятие, первоначально использовавшееся в медицинской и философской  литературе для обозначения полового влечения или инстинкта.

З.Фрейд обозначил этим понятием специфический вид энергии (имеющий сексуальную направленность), который определяет все проявления жизнедеятельности человека. Неизбежно в поздних работах З.Фрейд вынужден был расширить понятие «либидо» и определить его более широко – как синоним влечения к жизни. Либидо по Фрейду, таким образом, определялось как энергия всех влечений, которые охватывают понятие «любовь» (в том числе любовь к родителям и к самому себе и т.д.)[17]

Понятно, что, занимаясь всю жизнь психикой человека, З.Фрейд должен был понять природу любви. Он понял, что это специфический вид энергии влечений. Если расширить сферу влечения человека, то от З.Фрейда легко перейти к данному выше определению, что  любовь – это особая энергия, которой человек обменивается с окружающим миром.

Присутствие в определении З.Фрейда понятия обмена подтверждает данное выше определение любви.

Присутствие в определении З.Фрейда понятия обмена подтверждает данное выше определение любви.

Однако, есть существенное отличие понимания З.Фрейда и написанного выше. Дело в том, что З.Фрейд рассматривает только ту энергию, которая заключена в человеке, и обмен происходит только внутри его организма. Рассматривая любовь как обмен энергией со всей вселенной, мы существенно расширяем это понятие.

Но есть ещё один интересный вопрос: «Как человек понимает, что он испытывает любовь?» Обычно этот вопрос обсуждается только с точки зрения определения разницы между влюблённостью и тем, что обычно называют «настоящей любовью». Но в данном случае интересно, почему вообще человек вдруг, иногда неожиданно для себя, говорит: «Я люблю!».

Логично искать ответ в данном выше определении любви. Так как любовь – это энергия обмена, то естественно всё начинается с того, что энергия любви ищет направление для обмена. Тогда человека тянет к предмету любви. Если этот предмет человек, то ему говорят: «Я тебя люблю!», выражая этими словами свою потребность в обмене энергией. Значит, человек ощущает свою любовь как тягу к предмету любви. Только на этом этапе подключается сознание человека.

Заключение

Подпись:  
Тим и Том
В результате исследования я получила удовлетворившие меня (наверно, не всех) ответы на следующие вопросы: «Что такое Я?», «Что такое душа?» и «Что такое любовь?»

После долгих поисков и раздумий я согласилась с определением «Я», данным Зигмундом Фрейдом, а вот душу я определила как «сосуд любви». Считаю, что свою душу человек создаёт сам из своей любви к людям, к природе, к искусству, творчеству и т.п.. Чем больше любви, тем больше душа. И поместила я душу в ауру человека, в его биополе.

Оказалось, что и «Я» и моя душа – всё это создано из любви, а для природы любви я приняла определение, не противоречащее научному подходу: ««Любовь – это космическая энергия, которой человек обменивается с окружающим его миром и с которой он вписывается в космос».  А ощущается (узнаётся) человеком любовь как тяга к предмету любви.

Тяга – в физике это сила, вызывающая движение. То есть, природа любви - это энергия тяготения (влечения) к предмету любви. Вполне по теории потенциала Лапласа  и по законам Ньютона о взаимодействии масс.

Прежде, чем я поняла, что любовь – это космическая энергия, я относила её к врождённым инстинктам, но пришлось от этой идеи отказаться, потому что никакой инстинкт не может охватить всю сущность любви.

Как гидромеханику, мне естественно приходит в голову идея измерения энергии любви и применения таких терминов как «потенциальная любовь» и «кинетическая любовь». Можно ли эти понятия применить к любви? Наверно, можно, но уж очень смешно. И начать измерять любовь в джоулях ещё смешнее, хотя мы применяем к ней такие измерения как «сильная», «слабая». А в каких единицах сравнивать? Из арифметики к любви применяют такие эпитеты: «первая, вторая, последняя». Ещё применяются термины из термодинамики, такие как «пылающая любовь», «затухающая любовь», «жгучая любовь», «горящая любовь», «горячая любовь». Если к энергии любви подойти научно, то хорошо бы ввести в обиход единицу измерения любви, например, «он относится к жене с силой в один ньютон, а вот к любовнице с силой в два ньютона». Сколько получится ньютонов в любви Анны, Вронского и Каренина?  Конечно, дико подходить к любимому человеку с измерительным прибором в руках, хотя поведение человечества настолько непредсказуемо, что не исключен и такой поворот в отношении к любви.

И вот теперь, когда стало яснее, что такое любовь, неужели это уменьшает её романтику и тайну и стала ли я меньше любить Тима и Тома?

Замечание. То, что любовь человека – это вид энергии, доказывается всем нашим языком. Мы говорим о тяге, о влечении, о силе любви.

Энергия любви подчиняется всем законам физики. Так как мы вписаны в энергетическое поле окружающего мира, то мы постоянно обмениваемся этой энергией, взаимодействуем с окружающими, и даже можем в какой-то степени настраивать себя на определённую волну. Эта энергия увеличивается, когда мы попадаем в резонанс с энергией биополя другого человека или животного. Особенно увеличивается энергия взаимодействия, когда находится в поле полового влечения. Отсюда то, что мы называем избирательностью любви. А почему любовь проходит? Меняется сила резонанса? Или она не меняется, но изменяются жизненные обстоятельства? Можно привести массу описанных в художественной литературе примеров, когда человек не уважает предмет своей любви, но не может вырваться из резонансного поля.

Возникают вопросы, на которые мы постоянно ищем ответа. Насколько мы можем влиять на энергию своего биополя любви? Можем ли мы защититься от биополя другого человека? Как происходит взаимодействие нашего биополя любви с толпой и т.п.?

Можно количество этих вопросов увеличить до бесконечности. Другой вопрос – очень ли нужны нам эти ответы. Судя по научной и художественной литературе, очень, хотя нам кажется, что нам нужнее романтическая тайна любви. Поэты охотно описывают удивительные свойства состояния влюблённости, им нравится исследовать законы, которым подчиняется любовь, они описывают все оттенки проявления любви, но им вовсе неинтересна физика. Но как только появляется новая техника измерения, её немедленно психоаналитики начинают использовать, чтобы замерить влияние каждого состояния любви на мозг и другие органы человека. У древних не было такой аппаратуры, поэтому они строили теории, создавали прелестные мифы и красивые, часто страшные легенды, пытались силой логики и интуиции проникнуть в тайны природы любви. Но во все времена людей поражала сила и красота любви.

 

Мне без тебя так трудно жить[18],

А ты - ты дразнишь и тревожишь.

Ты мне не можешь заменить

Весь мир...

          А кажется, что можешь.

Есть в мире у меня свое:

Дела, успехи и напасти.

Мне лишь тебя недостает

Для полного людского счастья.

Мне без тебя так трудно жить:

Все - неуютно, все - тревожит...

Ты мир не можешь заменить.

Но ведь и он тебя - не может.

 


[1] Э́го (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

[2] Сент Экзюпери Антуан. Маленький принц.- М.: «АССТ».-2015.- 26 с.

[3] Хасьминский М.И. Взгляд современной науки: Существует ли душа и бессмертно ли Сознание .- Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г.

[4] Фрит Хрис Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир./ Крис Фрит; пер. с англ. П.Петрова.- М.: Астрель: CORPUS, 2010.- 335 с.

[5] Фишер Хелен «Почему мы любим. Природа и химия романтической любви».-2001, 200с.

[6] Фрейд З. Я и оно. KNIGGER, 1923, 47 с.

[7] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М:. АСТ, с 1988 по 2008  год.-352 с.

[8] Фромм Э. Душа человека. Революция надежды.- 2014, 179с. Электронный адрес: https://royallib.com/fromm_erih/dusha_cheloveka.html#0

[9] Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. 2-ое изд., переработанное и дополненное- АСТ СОВА  М.- .: 2007, СПб. 349 с.

[10] Соловьёв В.С. Смысл любви. -СПб.:.Изд. Азбука. - 1894.-32 с.

[11] Вараксина Е.В. Транс формация представлений о смысле любви в процессе жизнеосуществления человека. Автореф. диссертации на соиск. степени канд. психолог. наук. Томск, ТГУ.-2008, 24.с.

[12] Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации.- Psychological Review, 1943, 50.-370-396.

[13] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб.-М.- Харьков – Минск.- 2001.-521 с.

[14] Шнейдер Л.Б.  Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс. Изд-во ЭКСМО. Пресс.2000.-512 с.

[15] Фромм Э. Искусство любви.- М.: АСТ.- 2017,.- 64 с.

[16] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.-1933, 438 с. http://mirznanii.com/a/228296/lektsii-po-vvedeniyu-v-psikhoanaliz

[17] История и философия науки. Энциклопедический словарь.

[18] Наум Коржавин