ДЖОН ГЕНРИ МИЧЕЛЛ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
А.Ш. Готман


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Веслей колледж

(Melbourne, St. Kilda Road, Moubrey Street, High Street)

Веслей колледж расположен в центре Мельбурна. Он является и сейчас одной из самых престижных школ Виктории. Джон Веслей, член колледжа Линкольна в Оксфорде, всю свою долгую жизнь глубоко интересовался настоящим образованием и имел много последователей, таких же энтузиастов. Совершенно в этом же духе ещё в 1854 году методисты Мельбурна рассматривали пути создания гимназии. Это движение было поддержано правительством, которое выделило некоторую сумму, выбрало удобное местоположение и выделило больше 10 акров земли. Конечно, выделенная правительством сумма была недостаточной, но она вызвала народную финансовую поддержку. Был организован большой базар в Мельбурне в марте 1858 года, который дал ещё 2300 фунтов стерлингов. Мистер Вальтер Павелл был известным крупным купцом в Мельбурне, но его очень интересовало хорошее образование в Мельбурне. Он не только привёз на этот базар вещи из Европы, но впоследствии выделил стипендию для успевающих учеников (такую стипендию получал и Джон Мичелл).

Приступили к строительству только в 1864 году. В январе 1865 года сэром Чарльзом Дарлингом был заложен первый камень.. В сентябре 1865 года Павелл подарил ещё 1000 фунтов. В четверг 11 января 1866 года Веслей колледж был формально основан и его президентом стал Джеймс Вог (James Swanton Waugh), который получил образование в Тринити колледже в Дублине, а затем в возрасте семнадцати лет стал студентом теологического факультета в Лондоне. 14 лет он служил в церкви в Ирландии, но потом по состоянию здоровья вынужден был уехать в Австралию в 1854 году. Он очень трепетно заботился о своей пастве, а его жена была добрым и умным руководителем молодёжи. Она участвовала в издании “Chronicle”, где она реферировала много статей.

Система образования начиналась тогда в государственных начальных школах, а затем продолжается 6 лет в старших классах и в университете. Первоначальные 6 лет постепенно перешли в 11. В первый год в колледже было 100 учеников, из которых 38 были на пансионе.

Первым директором Веслей колледжа был доктор Корриган (Corrigan), который закончил Тринити колледж в Дублине [3, 9]. Он работал очень успешно в течение пяти лет до своей смерти, наступившей в 1871 году. Когда он умер вопрос о заместителе обсуждался комитетом колледжа с большим беспокойством. Комитет решил, что вакансия не будет занята до тех пор, пока не отыщется профессионал, даже, если придётся ждать несколько месяцев. Но комитету внезапно повезло, когда профессор М. Ирвинг (M.H. Irving) выразил желание вернуться к своей старой работе школьного учителя. М. Ирвинг сыграл решающую роль в воспитании и образовании Мичелла.

Такими же, как М. Ирвинг, высокообразованными людьми были профессора Г. Эндрю (H.M. Endrew), Говел Томас (Howell J. Thomas) и Самуэль Александер (Samuel Alexander), впоследствии ставший профессором философии в Манчестере. В последнем семестре 1874 года число учеников в школе было 271, из них 59 получали пансион. Это до 1905 года был рекордный год. Когда кончился пятигодичный срок пребывания Ирвинга в роли старшего мастера, то комитет принял на вакантное место проф. Эндрю.

Профессор М. Ирвинг учился в Оксфорде и затем был вторым преподавателем классики в Лондонской школе. В то время, когда он был старшим мастером в Веслей колледже, он одновременно преподавал классику в Мельбурнском университете. Его знание школьного дела, благодаря большому опыту и связям с Мельбурнским университетом, сделало его нужным человеком для колледжа. Хотя его директорство длилось всего пять лет, он успел внести в жизнь колледжа много важных традиций, причём, его влияние чувствуется до сих пор. Он умер в 1912 году в Англии. Несколько портретов его старых учеников находятся в Адамсон холле (Adamson Hall), а портрет самого М. Ирвинга помещён там же с бронзовой табличкой, посвящённой его памяти. На пасху в 1912 году в номере газеты Веслей колледжа “Chronicle” была помещена заметка доктора Майера (Dr. Felix Meyer): «Смерть профессора Ирвинга оборвала жизнь человека, чьё имя вписано большими буквами в историю Веслей колледжа. Для учеников колледжа сегодня это имя скрыто в тени, но для нас – старшего поколения, чья школьная жизнь пришлась на семидесятые годы (Мичелл поступил в Веслей колледж в 1877 году) – имя профессора Ирвинга – это имя большой личности, имя человека, которого любили и ценили все, кто его знал.»

«Обычно школьник, как правило, не анализирует своих чувств и мыслей, но даже в те далёкие школьные годы, когда мы были далеки от философии, такой большой учитель вызывал вдохновенные мысли и высокие чувства. Ключом успеха Ирвинга у мальчиков было то, что он всегда апеллировал к лучшему в мальчишеской природе, призывая к сильному характеру, что он считал существенным и главным, ставя это впереди образования. Он мог стерпеть глупость, понимал и глубоко чувствовал мальчишескую ограниченность, но решительно осуждал любого сорта двусмысленности. Он чувствовал малейшую неправду с самого начала, но неизменно давал виновному возможность выйти из неудачной позы и не допустить проступка. Но горе незадачливому юноше, который хитрил и отрицал свою вину. В таком случае, к счастью редком, атмосфера накалялась, и ситуация становилась для Ирвинга драматической. Проступки старших школьников причиняли ему большую боль».

«Ирвингу повезло с такими коллегами как Эндрю и Томас. Известно какую блестящую математическую подготовку они давали и какую сообразительность они умели развить одновременно с высокой культурой, которая заключалась в знании английской поэзии и прозы. Когда случалось, что Ирвинг занимал час для математики или английского, то это вызывало удовольствие всего класса и самого Ирвинга. В этом случае он давал по математике новые тесты. Его прямые методы в решении задач очаровывали своей простотой и новизной. Подобный же эффект бывал, когда он брал час для английского языка. Любое произведение приобретало богатое содержание и красоту. Перед изложением текста он обычно читал поэму вслух и при этом старался уловить музыку и лирику произведения, сопровождая это всё прекрасными пояснениями. Кроме этих часов бывали ещё часы греческого языка и латыни, которые он излагал в классическом духе, но с большим чувством. И даже по прошествии многих лет помнится его мастерское чтение Иллиады и интонации, с которыми он излагал хор из Агамемнона. И не было такого мальчика, которого бы не захватил его вдохновенный и прекрасный энтузиазм. Ирвинг воспитывал в учениках демократов и джентльменов.»

Генри Эндрю родился в Девоншире в 1844 оду. Он приехал в Австралию со своими родителями в 1857 году и стал учеником церковной английской гимназии. Он сделал здесь блестящую карьеру и в 1864 году получил степень в Мельбурнском университете. Он стал лектором университета и, когда открылся Веслей колледж, был утверждён действующим директором до прибытия доктора Корригана. Затем он продолжил своё образование в Кембридже, где получил приз в колледже Сант-Джона. Через некоторое время он занял положение профессора математики и естественной философии в Королевском сельскохозяйственном колледже Сиренкестера, который он оставил, чтобы стать вторым преподавателем в Веслей колледже под руководством своего старого друга профессора Ирвинга. Профессор Эндрю был всегда значительной фигурой на любом занимаемом им месте. Он был несколько суровым на вид, но большим энтузиастом и знающим учителем. Он оставил Веслей колледж в 1882 году, чтобы занять место профессора естественной философии в Мельбурнском университете. Он умер очень молодым в 1888 году на море по пути в Англию, кудаон отправился для поправки здоровья.

Вот такие высокообразованные и замечательные педагоги сопровождали Мичелла в процессе его первоначального образования и формирования его интересов.