Губернские ведомости
19 марта 2005 года, № 45 (2270), суббота

Нам нужны такие корабли на море, чтоб они могли с любой волной поспорить...

Ко многим событиям, происходящим в нашей области, можно применить слово «впервые» - в истории, стране, регионе. Вот и 11 марта оно звучало неоднократно в стенах областной научной библиотеки - там состоялась презентация книги «История штормовой мореходности от древности до наших дней». Созданная творческим коллективом дальневосточных ученых, корабелов, моряков, объединенных Русским географическим обществом, при поддержке специалистов-практиков (капитанов, штурманов, инженеров-судомоделистов), она стала уникальным, хорошо иллюстрированным научно-просветительским изданием. Книга ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся историей флота, мореплавания и кораблестроения. С отменным полиграфическим качеством она сверстана Сахалинским книжным издательством, отпечатана в областной типографии тиражом в 2000 экземпляров при финансовой поддержке компании «Сахалин Энерджи».

В зале собрались представители библиотечной, научной общественности города, военно-морского флота, судоводители и капитаны гражданского флота, а также самые юные участники проекта - ребята из судомодельных объединений города со своими моделями, на которых, собственно, и проводились исследования и испытания теоретических предпосылок взрослых авторов.

Ответственный редактор издания, ученый секретарь Сахалинского отделения Русского географического общества Василий Николаевич Храмушин рассказал о великих морских свершениях русского флота, о таланте и умении русских инженеров, рабочих, создававших уникальные корабли.

Он напомнил о том, что 14 мая 2005 года будет отмечаться годовщина Цусимского сражения - этого трагического события в истории России, Российского флота, Российского Дальнего Востока, объективно отметившего окончание золотого века русского флота, века огромных технических и кораблестроительных достижений, расцвета фундаментальных наук.

В книге использованы исследования моряков и корабелов. Над первой частью издания активно работал геополитик Сахалинского отделения Русского географического общества Ю.И. Недорез и младший научный сотрудник академии наук А.С. Втюрина, ветеран Тихоокеанского флота А.Е. Солдатенков и научный сотрудник А.В. Файн. Наиболее ценные иллюстрации сделаны мастером и наставником сахалинских судомоделистов С. К. Полищуком.

За организационно-техническую часть проекта по работе с детьми отвечал руководитель судомодельной студии В.Ю. Каликин и наставник-технолог наших детей С. К. Полищук, развернувший учебно-исследовательские работы на базе Дворца детского (юношеского) творчества Южно-Сахалинска.

В настоящее время на базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук создан центр технического творчества, возглавляемый методистом управления образования Сахалинской области, председателем Сахалинского отделения Российской Федерации судомодельного спорта В.В. Корягиным.

Авторы благодарны компании «Сахалин Энерджи» за поддержку научной и просветительской миссии Русского географического общества.

Так получилось, что книга о кораблях и штормовом море стала первым полноцветным изданием, полностью выполненным сахалинскими издателями и полиграфистами.

Виктор Корягин, председатель ассоциации судомодельного спорта, не скрывал своего восторга:

- Это издание очень полезное. Я уверен, что сотни мальчишек Дальнего Востока, прочитав эту книжку, заболеют морем, - сказал он. — Как моделист с 30-летним стажем, я рад, что в 2003 году во Дворце детского творчества создали условия для построения всех представленных здесь моделей. Как педагог, я могу сказать, что в этом проекте раскрылись возможности нашего отечественного дополнительного образования. Ведь изготовление опытных (не путать с детскими) моделей связано с обучением мальчишек технологиям, навыкам работы на станках с инструментами, а главное - пониманию исследовательской работы. Я уверен, что этот проект получит продолжение, т. к. сейчас в областном департаменте образования создается первая лаборатория экспериментального научно-технического проектирования, которая продолжит работу по этой же тематике.

После этого издания нам, педагогам, будет уже не страшно готовить к изданию литературу по научно-техническому моделированию в нашей области. И сахалинской общественности по силам издать учебник, по которому будут строить суда мальчишки в XXI веке.

Предс(еда)тавитель компании «Сахалин Энерджи» В.Е. Киселева поздравила коллектив с завершением работы по проекту и рассказала, почему они поддержали выпуск этого научно-технического издания:

- Во-первых, компания постоянно поддерживает культурные и образовательные проекты для молодежи области, во-вторых, в рамках шельфовых проектов в сахалинских водах работает много судов, для которых важны исследования безопасного плавания, в-третьих, настойчивость автора идеи В. Н. Храмушина, сумевшего увлечь как коллектив ученых, наставников и ребят из судомодельного кружка, так и представителей компании. Все это позволило обосновать необходимость финансирования данного проекта. Работа оказалась неожиданно интересной. Эта книга - прежде всего дань уважения тем поколениям инженеров и моряков, которые создали России репутацию морской державы, это прекрасное пособие для молодежи, увлеченной судомоделированием, техническими дисциплинами. Мы надеемся, что эта книга послужит вкладом в повышение технического уровня молодых специалистов, работающих на шельфе, расширит их кругозор.

Штурман дальнего плавания, капитан I ранга в запасе А.Е. Солдатенков поддержал выдвинутую авторами идею о непротиворечивом мореплавании:

- Около 200 лет корабелы идут путем силовой борьбы со стихией. Пытливые умы в разные эпохи ставили вопрос о создании такой формы судна, которая взаимодействовала бы со средой. Но эти идеи надо было обосновать. Вот такую попытку и осуществляют авторы книги, представляемой сегодня на суд читателей. Главное, они показывают молодежи, что даже в такой древней отрасли, как кораблестроение, есть масса нерешенных проблем. Кроме того, предлагаемые ими формы корпусов настолько должны улучшить мореходность различных классов судов, что рыбаки будут спокойно работать на палубе, она не будет заливаться, военные моряки, для которых сегодня война заканчивается при шторме в пять баллов, смогут вести боевые действия при более сильном волнении, более комфортабельно будут чувствовать себя пассажиры круизных лайнеров и т. д. То есть применение идей, изложенных в книге, практически неограниченно.

... Приняты поздравления, и как корабль спускают со стапелей верфи на воду, благословляя в плавание, так и книгу-новичка отправляют в путь к своим читателям. В дар областной библиотеке от авторского коллектива передаются 150 экземпляров книги. Кроме того, она будет бесплатно предоставлена всем библиотекам наших морских городов - Невельска, Корсакова, Холмска, судов воинских частей и погранотрядов.

Оксана МАКСИМОВА.