АЛЕКСАНДРОВ Владимир Леонидович
Президент Центрального правления
РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова,
докт. техн. наук, профессор

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В 2008-2012 гг. И ЗАДАЧИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Отчетный доклад на IV съезде РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова,
г. Санкт-Петербург, 16 октября 2012 г.

 

Уважаемые делегаты и гости Съезда!

Руководящие органы Российского научно-технического общества судостроителей им.акад. А.Н. Крылова поручили доложить Вам результаты деятельности за пятилетний период с 2008 по 2012 годы по реализации задач, поставленных на предыдущем Съезде нашей организации в июне 2007 года.

В резолюции названного Съезда основными задачами деятельности Научно-технического общества судостроителей на 2008-2012 гг. были определены:

Выполняя решения III Съезда НТО, вновь избранные руководящие органы Общества сконцентрировали внимание прежде всего на поддержке, сохранении и приумножении научно-технического потенциала отрасли, обеспечении развития судостроения на основе внедрения инновационных проектов и критических технологий.

В связи с этим Президиумом Российского НТО судостроителей было принято решение проводить свои заседания на судостроительных предприятиях, на практике реализующих инновационный путь развития.

Первое выездное заседание Президиума было проведено 18 октября 2007 года в ОАО «Концерн «Гранит-Электрон». В ходе заседания Президиумом были рассмотрены и одобрены перспективные направления работы предприятия. Были утверждены основные задачи Российского НТО судостроителей, направленные на общественную поддержку стратегии развития судостроения на период до 2020 года.

13 декабря 2007 года выездное заседание Президиума состоялось на территории ОАО «Адмиралтейские верфи». В ходе заседания участники ознакомились с деятельностью инженерного и учебного центров, технологических служб и основного производства по созданию современных судов ледового класса и нового поколения подводных лодок. Было отмечено, что предприятие является полигоном внедрения современных судостроительных технологий.

В феврале 2008 года состоялось выездное заседание Президиума в ГНЦ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова». Были рассмотрены основные инновационные направления работы института, отмечена эффективность связи науки с проектированием современных судов в рамках одного научного центра. Была отмечена эффективность работы секций НТО «Проектирование судов» (руководитель - д.т.н., профессор А.И. Гайкович) и «Прочности и конструкции корпуса» (руководитель - к.т.н., доцент Е.А. Шишенин).

22 апреля 2008 года выездное заседание Президиума прошло в ГНЦ «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Был отмечен большой вклад центра в разработку сталей и сплавов нового поколения для судокорпусных конструкций на отечественной технологической и производственной базе, в разработку композиционных материалов и сталей на базе нанотехнологий. Президиум одобрил деятельность секции «Судостроительные материалы» (руководитель - д.х.н., профессор Г.И. Николаев). Было принято решение преобразовать секцию «Приборостроение» в секцию «Приборное и радиоэлектронное оснащение кораблей и судов» (руководитель – д.т.н. Г.А. Коржавин, зам. – д.т.н. Ю.Ф. Подоплекин).

В сентябре 2008 года, в связи со 145-летием со дня рождения А.Н. Крылова выездное заседание Президиума НТО состоялось в г. Чебоксары с посещением музея-усадьбы академика в поселке Крылово.

В 2009 году были проведены круглые столы с тематикой, направленной на внедрение инновационных проектов, в том числе:

Среди практических работ, выполненных НТО судостроителей с использованием ресурсов своих научно-технических секций, нужно отметить участие Общества в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативных документов по поддержке отечественного судостроения.

Меры государственной поддержки судостроения, предлагаемые в законопроектах, направлены на создание для судостроительных предприятиях России налоговых, таможенных и кредитных условий деятельности, сопоставимых с условиями работы зарубежных верфей. Это – внешние условия обеспечения конкурентоспособности отечественной судостроительной продукции и их принятие является неотложным.

В своей деятельности Общество большое внимание уделяет работе с регионами.

В настоящее время членами НТО стали организации из более чем 50 % регионов России. В структуре общества насчитывается 8 региональных отделений, два из которых были образованы в отчетный период.

В частности, в 2007 году была образована новая структура НТО на Дальнем Востоке – Сахалинское региональное отделение под руководством профессора Храмушина В.Н. В начале 2008 года образованное отделение провело конференцию «Мореходство и морские науки – 2008». На базе этого отделения было принято решение ввести в научно-техническую секцию «Мореходные качества судов» подсекцию «Мореходные качества судов в штормовых условиях».

В сентябре 2008 года на заседании Президиума НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова в г. Чебоксары была рассмотрена заявка на создание в Чувашии регионального отделения для продвижения учебных программ в Вузах и производственных заказов на заводах Чувашии. Региональное отделение возглавил ректор СПб филиала «Инжекон» - Пыж В.В., а затем в 2011 году директор Чебоксарского Политехнического института (филиала ГОУ ВПО МГОУ), д.т.н. Акимов А.П.

Произошли изменения в Архангельском региональном отделении НТО, возглавляемом В.М. Поповым. По решению III съезда архангельским отделением создана подсекция «Атомные энергетические установки», входящая в научно-техническую секцию Центрального Правления «Судовые энергетические установки». Подсекцию возглавил профессор «Севмаш ВТУЗ» Попов В.М.

Пристальное внимание уделяет Общество подготовке и переподготовке инженерных кадров для судостроения. В частности, уже в 2009 году проведены круглые столы по этому вопросу по темам:

В период с 1 по 4 июля 2008 года на базе судостроительных предприятий г. Северодвинска было проведено выездное заседание Пленума Центрального правления Российского НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова. В работе Пленума приняло участие более 200 делегатов, в том числе 40 человек – представители Центрального правления НТО из Санкт-Петербурга и Москвы.

В выступлении первого вице-президента Союза НИО В. М. Ситцева на Пленуме было акцентировано внимание на роли и месте инженерных общественных организаций в вопросах внедрения национальных программ и инновационных проектов для достижения конкурентоспособности промышленности России. Отмечена необходимость активизации международной деятельности для изучения современных технологий ведущих отраслей промышленности, обмена научно-техническим опытом, участия в международных конференциях и грантах.

В выступлениях делегатов отмечалась необходимость решения ряда практических вопросов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного гражданского судостроения, в том числе:

На Пленуме была дана положительная оценка деятельности РосНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова.

Следует отметить, что задачи, поставленные перед Обществом на III Съезде, имеют долгосрочный характер и в настоящее время их реализация успешно продолжается.

В последние годы в отрасли произошел устойчивый рост объемов продаж. В 2008 году он составил 40,3 млрд. рублей, в 2009 годуоколо 98,0 млрд. руб., в 2010 – 72млрд. руб., в 2011 – 74 млрд. руб., в 2012 – 75 млрд. руб. В структуре продаж доминирует военная продукция, которая составляет около 70%.

Доля продукции и услуг гражданского судостроения для отечественного рынка возросла за последний год на 70% и с учетом экспорта составляет 30% от общего выпуска. Год назад эта цифра была 20%.

По мнению членов российского НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова, в последние годы наметился позитивный сдвиг в развитии отрасли.

В частности, период, прошедший со дня проведения III съезда НТО судостроителей был насыщен большим количеством событий, направленных на развитие судостроения в России.

Во-первых, была утверждена «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В разработке и подготовке этого документа российское НТО судостроителей принимало непосредственное участие. Основная цель стратегии – создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Этот стратегический документ определяет пути развития отрасли на длительный период.

В период до 2020 года должно быть построено более 100 транспортных судов общим дедвейтом около 4 млн. тонн, около 50 научно-исследовательских судов, более 300 рыбопромысловых судов и более 250 судов для добычи и транспортировки углеводородов континентального шельфа.

В результате реализации стратегии должно быть ликвидировано критическое научно-техническое отставание отрасли от промышленно развитых стран мира; обеспечен необходимый уровень обновляемости основных фондов предприятий и повышение их инновационной активности; увеличен вклад судостроения в прирост ВВП за счет роста промышленного производства в отрасли не менее, чем в 2 раза за 10 лет.

Во-вторых, была подготовлена и утверждена ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годы». Цель программы – развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники, обеспечивающих принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж. Всего по Программе предусмотрено финансирование в объеме около 140 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 90 млрд. рублей, за счет средств внебюджетных источников – 50 млрд. рублей.

Реализация программы позволит создать опережающий научный задел и технологии для разработки перспективной морской техники, а также провести НИОКР, направленные на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения; выполнить строительство, реконструкцию и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы; совершенствовать кооперацию, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции.

В-третьих, в соответствии с Указом Президента от 21 марта 2007 года в настоящее время сформировано ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», включающая три территориальных субхолдинга (западный, северный и восточный). В качестве приоритетных направлений деятельности ОСК и ее «дочек» определяются: разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.

В 2008 году проведено акционирование судостроительных предприятий, входящих в состав ОСК. В настоящее время осуществляется процесс адаптации акционированных предприятий к работе в корпоративной среде «Объединенной судостроительной корпорации» и ее территориальных субхолдингов. Адаптация судостроительных предприятий к работе в новых корпоративных условиях в значительной мере будет зависеть от распределения компетенций и полномочий в системе управления «Объединенной судостроительной корпорации». В этом плане успех реформирования российского судостроения будет зависеть от концентрации деятельности ОСК на решении общеотраслевых задач, создающих благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных судостроительных предприятий. В целом ОСК должна стать интегратором работы по комплексной и системной реализации «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» и соответствующих федеральных целевых программ.

В-четвертых, за истекший период было уделено более пристальное внимание отрасли и ее проблемам со стороны Правительства. В частности, только за последний год состоялось три выездных совещания по вопросам развития судостроительной промышленности с участием Председателя Правительства В.В. Путина.

13 мая 2008 года прошло совещание на «Адмиралтейских верфях», на котором отмечалось, что судостроение должно стать одним из локомотивов роста высокотехнологичного сектора нашей экономики. На совещании отмечено, что для развития отрасли, повышения ее конкурентоспособности нужны системные меры, включающие:

6 марта 2009 года прошло совещание в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. На совещании отмечалось, что в 2008 году российские верфи исполнили только 8% всех отечественных заказов на строительство судов, (при сегодняшнем состоянии верфей они могли бы исполнить 28% заказов). Исправить ситуацию, по замыслу правительства, поможет господдержка, а также начавшая работать в 2009 году ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Как заявил Владимир Путин, господдержка судостроительных предприятий в 2009 году составит 110 млрд. рублей. Сюда входят госгарантии по кредитам, субсидирование процентных ставок, докапитализация, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, протекционистские меры и т.п. Средства пойдут прежде всего на модернизацию существующих и создание новых производств. По заявлению Председателя Правительства, упор будет делаться на создании производств и верфей «с чистого листа».

11 мая 2009 года прошло совещание по вопросам развития судостроения в Дальневосточном регионе на территории ОАО «Амурский судостроительный завод». В ходе совещания перед ОСК были поставлены следующие задачи, направленные на развитие судостроительной отрасли региона:

В Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, утвержденной Министерством промышленности и торговли России в сентябре 2007 года, проанализированы рынки судостроительной продукции и определены продуктовые ниши, перспективные для отрасли. Основным потенциалом отрасли признано строительство наукоемкой, высокотехнологичной морской техники.

Особенно актуальным направлением развития судостроительной отрасли является создание техники для освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа. По экспертным оценкам, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн. тонн нефти и до 160 млрд. кубометров газа в год с необходимой инфраструктурой обслуживания. Для освоения шельфа к 2030 году потребуется до 40 единиц морских ледостойких буровых нефтедобывающих платформ, до 14 единиц морских платформ для добычи газа, до 55 единиц челночных танкеров ледового класса, более 20 единиц челночных газовозов ледового класса, 10-12 новых ледоколов.

Минпромторг подготовил масштабный проект государственной программы по развитию судостроения в России. Общий объем финансирования в рамках данной программы должен составить около 1,3 трлн. рублей. В первую очередь, данная программа будет ориентирована на развитие оборонных предприятий, в то время как в гражданском судостроении основной упор будет сделан на постройку судов ледового класса, а также шельфовые проекты. Основным получателем денежных средств в рамках программы по развитию судостроения станет Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Новая государственная программа, разработанная ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова совместно с Минпромторгом основывается на выполнении 5 ранее озвученных федеральных целевых программ: «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года и РГМТ-2030, а также «Развитие ОПК-2020» и «Развитие ОПК-2025». Таким образом, сроки реализации новой программы охватывают временной период до 2030 года. При этом основной объем средств на техническое перевооружение предприятий будет отправлен в оборонный сектор.

0бщий объем финансирования программы составит 1,3 трлн. рублей, при этом большая часть суммы (940 млрд. рублей) будет направлена на «сохранение, укрепление и развитие проектно-конструкторского, научного и производственного потенциала отрасли», примерно 319 млрд. рублей будут направлены на разработку опережающего научно-технического задела и современных технологий. необходимых для разработки перспективной морской техники. Еще порядка 45 млрд. рублей будет направлено на достижение в российском судостроении уровня передовых стран по технологичности производства, качеству выпускаемой продукции, а также производительности труда. В подготовку для отрасли новых кадров планируется вложить около 0,7 млрд. рублей. При этом окончательные параметры программы в данный момент находятся в стадии «обсуждения» и могут быть откорректированы.

Работа Научно-технического общества судостроителей с данной программой будет рассмотрена в конце доклада.

Отдельно хотелось бы остановиться на создании газовозов ледового класса. Высокий уровень конкуренции для российского СПГ со стороны других производителей определяет необходимость выхода России на ключевые рынки в сжатые сроки, то есть производство и транспортировка СПГ должны быть начаты не позднее 2012-2013 годов.

По согласованному мнению экспертов, наиболее перспективным проектом отечественных судов-газовозов для освоения их строительства на имеющихся производственных мощностях является судно с мембранным, а не сферическим типом грузовых танков вместимостью 70-80 тыс. куб. м., приспособленное к работе в высоких широтах.

Развертывание строительства судов-газовозов в России целесообразно проводить в два этапа. Во-первых, на имеющихся мощностях ОАО «Адмиралтейские верфи» (ОАО «Балтийский завод» или ОАО «Северное машиностроительное предприятие»), далее – на новых современных мощностях, которые планируется создать в Северо-Западном регионе страны. Такая последовательность позволит накопить необходимый опыт на строительстве газовозов вместимостью 70-80 тыс. куб. м., чтобы впоследствии развернуть серийное строительство более крупных судов.

Освоение строительства судов-газовозов отечественной судостроительной промышленностью становится комплексной отраслевой научной, проектной и организационно-производственной задачей, в решении которой участвуют ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, Северное проектно-конструкторское бюро, ЦНИИ технологии судостроения и специалисты судостроительных предприятий. При участии НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова создана экспертная группа специалистов, систематически занимающаяся этой проблемой. На основе ряда соглашений поддерживаются постоянные контакты с зарубежными фирмами, обладающими технологиями проектирования и строительства судов-газовозов. По поручению Министерства промышленности и торговли и в рамках международных связей инженерных обществ эксперты посетили проектные фирмы и верфи, специализированные на строительстве газовозов, в Южной Корее и во Франции.

Задачи развития нашей организации неразрывны с решением проблем развития российского судостроения.

Представляется, что наиболее актуальными для настоящего момента являются следующие проблемы, решение которых обеспечит динамичное развитие российского судостроения:

Для НТО судостроителей участие в решении этих задач дело чести.

Работа Научно-технического общества судостроителей в обеспечении общественного содействия мерам государственной поддержки российского судостроения должна быть продолжена. От этого, как сказано выше, зависят внешние условия конкурентоспособности наших предприятий и, соответственно, судьба отрасли.

Важнейшим направлением работы НТО остается масштабное участие в коренной технической модернизации судостроительных предприятий. Как показывает практика, сложность задач технической реконструкции предприятий требует знаний передовых судостроительных технологий, опыта зарубежных верфей, современной логистики.

Безусловно, что основой выполнения Обществом названных и других задач останется работа его научно-технических секций. Ввиду этого необходимо активизировать привлечение специалистов отрасли в работу секций.

Успешному решению стоящих перед отечественными судостроителями проблем способствует проведение мероприятий, в том числе:

В 2012 г. Президиум НТО судостроителей рассмотрел и одобрил Решение Президента ЛОП НТО судостроителей Шауба Петра Александровича о реорганизации ЛОП НТОС в комитет по региональной деятельности ЦП Рос НТО судостроителей. Руководителем комитета назначить Шауба Петра Александровича в должности Вице-президента Рос НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова. В настоящее время определяется состав комитета и его Положение.

Планы Общества, скоординированные таким образом с важнейшими направлениями политики модернизации отечественного судостроения, реализуются в публичных научно-практических мероприятиях, работе 20 специализированных секций НТО, публикациях научных материалов.

Последним по времени примером такой работы является II научно-практическая Конференция «Единение науки и практики - 2010», проведенная РНТО в октябре 2010 года. На пленарном заседании и в работе секций Конференции рассмотрены вопросы модернизации и инновационного развития российского судостроения в таких важнейших областях судостроительной науки и практики, как проектирование судов, современные технологии строительства судов, системы управления и эксплуатации судов, управление судостроительным производством и т. д.

Идеи, высказанные участниками Конференции по названным направлениям модернизации отрасли, являются, с одной стороны, продуктом профессиональной деятельности ученых и корабельных инженеров, составляющих актив Научно-технического общества судостроителей. С другой стороны, эти идеи приобретают черты коллективного творчества после заинтересованного обсуждения на заседаниях специализированных секций Общества. Такой сплав индивидуального таланта и коллективного творчества демонстрирует работа практически всех секций Российского научно-технического общества судостроителей. В конце 2011 года на Президиуме НТО судостроителей было принято решение о создании в обществе инновационного комитета по поиску и одобрению (анализу, рассмотрению, оценке) инновационных идей (предложений, научных и производственных инноваций). Руководителем комитета избран Половинкин Валерий Николаевич, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместителем руководителя комитета назначен Горелик Борис Александрович, д.т.н., доцент СПбГМТУ, членами комитета назначены руководители научно-технических секций НТО судостроителей. Комитет представил Положение и Руководство по определению инновационных проектов. Остановлюсь на наиболее значимых примерах этой постоянной работы в инновационных направлениях.

Секция НТО «Мореходные качества судов», которой руководит д.т. н. Сазонов Кирилл Евгеньевич (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова) проводит ряд перспективных работ в подсекции мореходных качеств судов в штормовых условиях (руководитель подсекции - Храмушин Василий Николаевич, о. Сахалин).

Внимание членов подсекции сосредоточено на исследованиях, определяющих ключевые проектно-технические решения по достижению наивысшей эффективности и безопасности мореплавания в сложных штормовых и ледовых условиях Сахалина и Курильских островов. Работы ведутся по тематике, имеющей статус изобретений. По четырем из шести поданных заявок получены патенты на изобретения автора Храмушина В. Н., включающие изобретения «Корабль без бортовой качки на волнении», «Корабль с плавниковым движителем», «Активный стабилизатор килевой и бортовой качки корабля - штормовой аварийный движитель», «Корабль гидрографической и патрульной службы».

Секция НТО «Проектирование судов» (руководитель - д.т.н., профессор Гайкович Александр Иосифович, СПбГМТУ) акцентирует внимание на судостроительных продуктах и технологиях проектирования, в которых российское судостроение занимает лидирующее положение в мировом судостроении. Это - суда и корабли с динамическими принципами поддержания, а также суда ледового класса. В частности, особое внимание в работе секции уделяется исследовательскому проектированию, направленному на обеспечение сохранения за Россией этого перспективного сегмента рынка судостроительной продукции.

Секция НТО «Прочность и конструкции корпуса судна», возглавляемая к. т. н., доцентом Шишениным Евгением Александровичем, значительное внимание в своей деятельности уделяет распространению наследия научной школы академика РАН Новожилова Валентина Валентиновича.

В 2010 году в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова была проведена научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Новожилова В. В. Участники конференции, среди которых можно отметить ученых из учреждений Российской академии наук, СПб. государственного морского технического университета, научно-исследовательских институтов отрасли, высоко оценив вклад знаменитого ученого-судостроителя в исследования прочности и работоспособности конструкций подводных кораблей, отметили перспективность развития выдвинутых Новожиловым В. В. научных идей в создании инновационных проектов.

Члены секции НТО являются активными сторонниками развития научной школы Новожилова В. В. Так, обсуждается применение разработанной им теории в исследовании экстремальных состояний материалов и конструкций в самом широком смысле. В частности, при прогнозировании процессов динамической текучести в конструкционных материалах, при построении эффективной теории хрупко-вязкого перехода, в исследовании процессов кавитации в жидких средах, задач ультразвукового резания и т. д.

В центре внимания секции НТО «Судостроительные материалы» (руководитель - д.х.н., профессор Николаев Герман Иванович) в последний период находится одна из важнейших инновационных проблем - нанотехнологии в судостроении (руководитель направления - д.т.н. Малышевский Виктор Андреевич).

Проект государственного значения «Создание технологий и освоение производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (проект «Металл»), выполненный ЦНИИ «Прометей», на этапах своей реализации постоянно рассматривался на заседаниях этой специализированной секции с разработкой необходимых предложений. Полученные результаты по проекту «Металл» дают отечественному судостроению значительные преимущества в конкурентной борьбе на рынках арктических судов за счет не имеющих аналогов характеристик полученных листовых сталей, уникальных технологий их изготовления и высокопроизводительной сварки.

Предметом внимания секции НТО «Судовые энергетические установки» (руководитель - к.т.н., с.н.с. Багерман Анатолий Захарович) является широкий круг инновационных разработок, включающий:

Среди направлений работы данной секции НТО целесообразно отметить работу подсекции «Атомные энергетические установки», которую возглавляет к.т.н., доцент Попов Вячеслав Михайлович. Эта подсекция, в частности, занимается крайне важной проблемой - снижением рисков радиационной безопасности, связанных с выгрузкой отработанного ядерного топлива с судов и кораблей российского атомного флота.

В секции НТО «Электроэнергетические системы», работой которой руководит член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Чубраева Лидия Викторовна (СПб.ГУ аэрокосмического приборостроения), важные инновационные проекты рассматриваются подсекцией «Электромагнитная совместимость судовых технических средств» (руководитель - д.т.н., профессор Цицикян Георгий Леонидович, ЦНИИ СЭТ). Среди них можно отметить:

Секция НТО «Судовое машиностроение» участвует во внедрении широкого спектра инновационных продуктов и технологий наукоемкой судовой техники.

В активе секции работы по продвижению в серийное производство палубных кранов грузоподъемностью 80 т, освоению производства автоматизированных манипуляторов, устройств приема-передачи сухих и жидких грузов в море на ходу. Важной тематикой, которая рассматривается на заседаниях секции, являются проекты по комплексной автоматизации управления машиностроительным предприятием, автоматизации проектирования изделий судового машиностроения, информационным технологиям управления жизненным циклом изделий машиностроения.

Секция НТО «Акустика в судостроении» (руководитель -д.т.н., профессор Попков В. И., ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова) большое внимание уделяет проблемам снижения вибрации и шума на судах и средствах освоения Мирового океана.

Этой важнейшей характеристике конкурентоспособности отечественных кораблей и судов зачастую уделяется недостаточное внимание на заводах - поставщиках судовых машин и механизмов. Именно поэтому секция НТО приняла самое активное участие в разработке и выпуске Госстандартом базового ГОСТа по данной характеристике оборудования. В настоящее время секция участвует в организации разработки соответствующих измерительных методик, а также оказывает методическую помощь при создании и модернизации необходимого стендового оборудования на заводах машиностроения.

Предметом внимания секции НТО «Приборное и радиоэлектронное оснащение кораблей и судов», которой руководят д.т.н. Коржавин Георгий Анатольевич и его заместитель д.т.н. Подоплекин Юрий Федорович, являются инновационные проекты корабельных радиолокационных систем и радиоэлектронного оборудования.

Ученые и инженеры, составляющие ядро этой секции, внесли значительный вклад в разработку современных радиолокационных систем для подводных и надводных кораблей, а также в создание отечественного беспилотного летательного аппарата корабельного и наземного базирования, оснащенного оборудованием воздушного мониторинга и разведки.

Основными направлениями работы секции НТО «Морская навигация, гидрография, геофизика и гидрометеорология», возглавляемой д.т.н., с.н.с. Малеевым Павлом Ивановичем, являются проекты по развитию средств навигации, гидрографии и гидрометеорологии.

Эта обширная область технического вооружения кораблей и судов постоянно развивается как в плане инновационных продуктов (гироскопическая, гравиметрическая, навигационная техника и их комплексы), так и в результате проведения важных исследований морских и океанских акваторий. Результаты этих работ становятся предметом обсуждения на секции НТО.

Секция Центрального Правления НТО «Надежность технических систем» (руководитель д.т.н., профессор Щербаков Олег Вячеславович) в 2010 году особое внимание уделила вопросам надежности и ЗИП и надежности программного обеспечения вычислительных машин. В развитие этой работы намечено проведение Круглого стола специалистов на тему «Проблемные вопросы теории и практики надежности». Члены секции являются активными участниками ежегодной Международной школы-семинара «Проблемы риска в экономике и технике».

Секция НТО «Управление судостроительным производством» (руководитель к.т.н. Богданов Александр Евгеньевич) участвует в организации «Морского салона - 2011» по профилю своей специализации и в подготовке материалов к Конференции «Морские интеллектуальные технологии - 2011».

В прикладном плане секция работает над распространением автоматизированной компьютерной технологии управления ресурсами на всех стадиях создания и эксплуатации морской техники.

Мной перечислены основные направления работы специализированных секций нашего Общества и отдельные конкретные темы их деятельности в инновационных областях. В комплексе работа секций НТО им. акад. А. Н. Крылова является значительным потенциалом для участия в многовекторной модернизации отрасли, которая жизненно необходима российскому судостроению.

Для инженерно-общественной организации, которой является наше Общество, как минимум, крайне важно донести идеи модернизации в конкретных областях и сферах судостроения до широкой аудитории российских судостроителей.

Эту задачу НТО последовательно решает посредством публикации печатных работ по наиболее актуальным проблемам. В частности, итоги упомянутой II научно-практической Конференции «Единение науки и практики - 2010» опубликованы в форме научных докладов и предложений в спецвыпуске журнала «Морские интеллектуальные технологии». Положительным примером такой деятельности является издание региональной Архангельской общественной организацией Общества совместно с отделением Союза машиностроителей и СевмашВТУЗом научно-технического сборника «Инновационное развитие Северных территорий России: образование, наука, производство». В сборник включены 30 работ специалистов северных судостроительных предприятий по разным направлениям модернизации отрасли, с которыми они выступали на различных конференциях и на Ломоносовских чтениях.

В этом направлении деятельности НТО также необходимо отметить работу секции «Истории судостроения», которую возглавляет Козырь Виталий Викторович. Особо тот аспект работы секции, который рассчитан на студентов СПб. государственного морского технического университета. Знание истории и традиций российского судостроения необходимы для формирования нового поколения корабелов.

 

В настоящее время перед отечественным судостроением и военным кораблестроением стоят сложнейшие задачи связанные как с дальнейшей модернизацией отрасли, так и с обеспечением выхода продукции отечественного судостроения на внутренние и внешние рынки. Исключительно важной задачей отрасли является задача неукоснительного выполнения ГОЗ до 2020 года. В определенной степени успешность решения таких стратегических задач зависит и от нашей с вами деятельности в Российском НТО судостроителей имени А.Н. Крылова. Такую оценку нашей значимости определяет и современная позиция руководства страны в отношении обязательного участия общественных организаций и обществ в управлении государством.

В последние годы наиболее рельефно стала проявляться тенденция становления общественных объединений и организаций в качестве центральной составляющей нашего гражданского общества. Поэтому являются обоснованными и своевременными решения руководства нашей страны, направленные на обеспечение дальнейшего развития институтов государственно-общественного управления. Именно в этих институтах осуществляются непосредственные и действенные связи общества и государства, личности и власти, реализуются профессиональные и научные амбиции, права и свободы каждого гражданина страны, для нас это каждого члена НТО.

Действительно по конституции РФ общественные объединения, в том числе и Российское НТО имени А.Н. Крылова, являются посредниками между обществом и государством, реальными производствами и министерствами, между кораблестроительной наукой и промышленной практикой. В Российском НТО судостроителей имени А.Н. Крылова сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы наиболее объективных возможностей преобразования отечественного судостроения. А такие кардинальные преобразования судостроительной отрасли России крайне необходимы. Мы не можем мириться с тем фактом, что, например, доля российских верфей в мировом портфеле заказов по состоянию на февраль 2012 года составляла 1,3% по числу судов и 0,45% по тоннажу. В стоимостном выражении доля отечественного судостроения вообще составляет около 0,3%.

Характерной чертой современного развития мирового судостроения является переход ведущих стран к стратегии, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании самых передовых знаний и технологий. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Сегодня в мире инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах судостроительных фирм и корпораций. Интенсификация судостроительного производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Этими фактами и определяется возрастающая роль научно-технических организаций и обществ, в том числе и НТО им. А.Н. Крылова.

В настоящее время становится очевидной новая роль НТО им. А.Н. Крылова в обеспечении вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности путем создания необходимых условий для их коммерциализации. В первую очередь это связано с огромным интеллектуальным потенциалом нашего общества.

Мы ещё раз подчеркиваем мысль о том, что сегодня судостроительной отрасли России как никогда ранее необходима активизация судостроителей. В первую очередь эта активизация должна проявляться через их участие в деятельности НТО им. А.Н. Крылова, как наиболее эффективного органа выражения нашей гражданской и профессиональной позиции и важнейшего инструмента положительного влияния на принятие управленческих решений в отечественном судостроении.

Разрабатываемая в последнее время государственная инновационная политика в области судостроения и судового машиностроения должна постоянно находиться в поле зрения всех членов Российского НИО судостроителей и быть предметом обсуждения на заседаниях наших секций.

В значительной степени НТО им. А.Н. Крылова может и должно определять перспективные направления отечественного судостроения и военного кораблестроения. Более того, наше научно-техническое общество по своей сути предназначено для осуществления определенного контроля за деятельностью органов государственной власти в судостроительной отрасли, обеспечивая своим членам возможность участия в управлении происходящими в отрасли процессами.

Одной из проблем, над решением которой может успешно работать Российское НТО судостроителей в современных условиях является проблема создания и реализации высоких технологий. В нашей стране проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала длительное время решались не самым эффективным образом, результатом чего стало технологическое отставание по ряду определяющих направлений развития науки и техники, в том числе и судостроения.

Не менее важной проблемой, над решением которой может успешно работать НТО является выполнения научно-техническим обществом системного анализа текущего состояния и долгосрочных перспектив развития как отечественного, так и мирового судостроения.

В первую очередь это касается тех судостроительных предприятий и фирм, которые уже сегодня производят конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках наукоемкую продукцию и которые могут стать примером для устойчивого экономического развития отрасли. Это тем важно, что современное приоритетное развитие современных наукоемких отраслей, являющихся базой экономического роста, выдвигает жесткие требования к качеству долгосрочных прогнозов и управленческих решений, последствия которых могут иметь стратегическое значение как для отдельных предприятий, так и для экономики страны в целом. Такой прогноз именно от нас ждет руководство страны и отрасли.

Одной из задач для НТО является также создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах. Эта работа стала для нас традиционной и успешно выполняется.

Не менее важными задачами повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности, которые мы можем успешно решить в интересах отечественного судостроения, являются:

В настоящее же время экономические проблемы наукоемких производств решаются по мере их обострения, без сколько-нибудь серьезных попыток прогнозирования и принятия опережающих мер, учитывающих последствия проводимого в стране экономического курса, а также динамику общеэкономических процессов. Наличие в НТО уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников, руководящего и производственно-промышленного персонала позволяет нам успешно решать подобные задачи. Это тем более важно, если учесть, что научно-технологический менеджмент является нашим самым слабым звеном. В то же время проблемы разработки и распространения наукоемких технологий актуальны в силу их особой значимости для поступательного развития экономики и общества, поскольку они способствуют и обеспечивают повышение жизненного уровня за счет интенсивных факторов: роста производительности труда, снижения относительного уровня потребления и повышения эффективности использования невосполнимых природных ресурсов.

Является очевидным, что только в рамках общественных структур, например, в НТО имени А.Н. Крылова показатели реализуемости перспективных судостроительных проектов могут быть рассмотрены комплексно с учетом прогнозов их динамики в обозримом временном периоде. К важнейшей проблеме, над решением которой нам следует работать, является проблема правильности технико-экономического обоснования реализуемости научно-технических проектов в условиях длительной и интенсивной деградации научно-технического и производственного потенциала отечественного судостроения.

Однако самые главные и ближайшие задачи для Российского НТО судостроителей имени А.Н. Крылова непосредственно вытекают из недавно принятой Государственной программы «Развитие судостроительной промышленности», а также из предшествующих решений: «Стратегии развития судостроительной промышленности не период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, «Комплексного плана действий по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу».

К сожалению, сегодня говорить об успешности отечественного судостроения, а, следовательно, и нашей успешной работе, принципиально нельзя. Например, доля России в мировых морских перевозках составила в 2011 году около 6%. По состоянию на январь 2012 года на верфях Китая аккумулировано 42% мирового объема заказов на новые суда, на верфях Южной Кореи около 35%, на Европейских верфях около 7%, на Российских по различным источникам от 0,3 до 0,6%.

Мировой портфель заказов на февраль 2012 года включал 5623 судна суммарным тоннажем 109,9 CGT. Наша доля в этом портфеле составила 1,3% по числу судов и около 0,45% по тоннажу. В 2011 году отечественными судостроителями было построено и спущено на воду около 50 судов различного назначения, из них 45 судов суммарным дедвейтом порядка 150000 тонн, что составляет менее 0,1% от объема мирового судостроения. В то же время российские судостроители ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд. долл.

Крупнейшая в мире российская судостроительная компания ОАО «ОСК» по гражданскому судостроению занимает 82 место. В то же время численность занятых в отечественном судостроении человек превышает численность занятых в судостроении вместе взятых 16 стран ЕС более чем в два раза.

Морской транспортный флот РФ как под национальным флагом, так и контролируемый находится на 17 месте (1235 судов суммарным дедвейтом 19,1 млн. тонн). Около 80% этого дедвейта плавает под зарубежными флагами.

Особенно неубедительно выглядят производственные показатели отечественного судостроения и в первую очередь его производительность труда. Например, производительность труда на одного работающего в год (на конец 2011 года) составляла в Японии примерно 180 CGT, в Южной Корее – около 100 CGT, в странах ЕС - 40 CGT, в РФ и Китае – порядка 20 CGT.

По материалам OECD производительность труда на верфях различных стран мира составляет (CGT/чел):

Япония – 182,7;

Южная Корея – 145,1;

Германия – 75,3;

Россия – 20.

Удельные показатели трудоемкости постройки судов (чел-час/ CGT) представляются следующим образом:

Япония – 10-15;

Южная Корея – 13-20;

Европа – 40-50;

Россия – 70-80.

Уровень заработной платы в судостроении на 2012 год в различных странах мира составлял (доллар США/месяц):

Европейские страны – до 2500;

Южная Корея – 2080;

Япония – 1100;

Китай – 260.

Комплексная оценка производительности труда в зарубежном судостроении отражена в следующей таблице.

Страна Численность занятых в судостроении,
тыс. чел.
Объем производства продукции,
млрд.долл.
Объем производства на одного работника,
тыс. долл.
Объем производства тоннажа,
тыс. CGT
Объем производства
CGT на одного работника
Япония

50

17,0

340

8964,6

179,3

Южная Корея

119

22,1

185,7

11291,3

94,9

Китай

360

12,5

34,7

6765,9

18,8

Страны ЕС

114

20,8

182Ю5

4619,5

40,5

 

По цене самые дешевые суда строятся в Китае, в Южной Корее цена на 10% выше, в Японии на 20%.

Исходя из представленных выше показателей, первоочередная задача НТО состоит в поиске и обосновании новых технологий, способных обеспечить конкурентоспособность отечественного судостроения по производительности труда. Тем более что в Государственной программе «Развитие судостроительной промышленности» поставлена задача, иметь в перспективе долю отечественного гражданского судостроения в мировом судостроении не менее 3-5% и занять по этому показателю 6-8 место в мире.

Однако, объективно оценивая возможные перспективы выхода отечественного судостроения на мировой рынок с такими показателями, мы вынуждены сказать, что рассчитывать на возможное значимое присутствие России на рынке производства транспортных судов традиционных типов не приходится, тем более при наличии современной тенденции сокращения спроса на продукцию мирового судостроения и высвобождение мировых судостроительных мощностей.

Нам кажется, что на данном этапе развития отечественного судостроения основное усилие необходимо сосредоточить на обеспечение строительства судов, плавсредст и другой специальной морской техники для собственных нужд. Строя суда для отечественных заказчиков как государственных, так и коммерческих, Россия завершит реконструкцию судостроительного производства, получит опыт создания современных конкурентоспособных судов, что и позволит её в перспективе выйти на мировой рынок.

Рассматривая проблемы, на решение которых направлена Государственная программа «Развития судостроительной промышленности» мы должны в первую очередь также сосредоточить своё внимание на прогноз наиболее предпочтительных форм и сфер её реализации. Например, обосновывая номенклатуру перспективных судов необходимо отдавать предпочтение так называемым высокотехнологичным наукоемким судам.

В сфере гражданского судостроения мы можем исходить из того, что Россия может проникнуть на рынки крупнейших азиатских государств за счет поставок сжатого газа, а не сжиженного.

В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить:
  • до десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и стольких же — многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень»,
  • двадцать дизельных (НАПЛ) подводных лодок, шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», и четырнадцать лодок доработанного проекта 677 «Лада»,
  • четыре вертолётоносца «Мистраль»,
  •  восемь фрегатов проекта 22350,
  • шесть фрегатов проекта 11356, тридцать пять корветов, из них
  • не менее двадцати корветов проектов 20380 и 20385,
  • не менее девяти малых ракетных кораблей проекта 21631,
  • шесть больших десантных кораблей проекта 11711,
  • серию базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит»,
  • не менее десяти малых десантных кораблей на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь».

Дополнительно планируется провести крупномасштабную модернизацию ТАВКР проекта 1143 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (с 2012 до 2017), четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан»: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Петр Великий» (до 2020) и подводных лодок проекта 949А «Антей».

Выбор перспективных типов судов должен производиться с учетом структуры мировых морских перевозок. Например, в 2011 году структура мировых морских перевозок представлялась следующим образом (%):

Прочие сухогрузы – 38;

Сырая нефть – 23;

Железная руда – 12;

Уголь – 11;

Нефтепродукты – 9%;

Зерно – 4;

Сжиженные газы LNG/LPG – 3.

Прогноз мирового спроса LNG (млрд. тонн) на перспективу до 2030 года специалистами оценивается следующим образом:

2010 год – 296;

2015 год – 440;

2020 год – 566;

2030 год – 680.

Интегральная оценка перспективных типов судов может базироваться и на составе мирового транспортного флота. По данным ISL, мировой транспортный флот на 1.1.2012 года имел в своем составе:

Танкеров, включая химовозы и газовозы – 12900 ед., дедвейтом 547 млн. тонн;

Балкеров - 9400 ед., дедвейтом 605,8 млн. тонн;

Контейнеровозов - 4990 ед., дедвейтом 196,9 млн. тонн;

Судов для перевозки генеральных грузов - 16820 ед., дедвейтом 105,3 млн. тонн;

Пассажирских судов – 4100 ед., дедвейтом 6,4 млн. тонн.

Рыбопромысловый флот, который представляется, как правило, судами единичной или малосерийной постройки должен пополняться только отечественными судами.

Предметом особого обсуждения на секциях НТО должны стать основные индикаторы и показатели государственной программы, над достижением которых мы и должны работать. Тем более, что эти целевые индикаторы и показатели исключительно трудно достижимые. Например, на первом этапе к 2016 году предполагается иметь:

На втором этапе к 2020 году прогнозируется:

На третьем этапе к 2030 году мы должны иметь:

Цель основополагающей для нас Государственной программы сформулирована так:

«Достижение принципиального изменения стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребности государства в бизнесе и современной продукции судостроения».

Что касается задач в области военного кораблестроения, то они не менее амбициозны. В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить до десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и стольких же — многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень», двадцать дизельных (НАПЛ) подводных лодок, шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», и четырнадцать лодок доработанного проекта 677 «Лада», четыре вертолётоносца «Мистраль», восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356, тридцать пять корветов, из них не менее двадцати корветов проектов 20380 и 20385, не менее девяти малых ракетных кораблей проекта 21631, шесть больших десантных кораблей проекта 11711, серию базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит», не менее десяти малых десантных кораблей на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь». Дополнительно планируется провести крупномасштабную модернизацию ТАВКР проекта 1143 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (с 2012 до 2017), четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан»: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Петр Великий» (до 2020) и подводных лодок проекта 949А «Антей».

По оценкам ученых Российской академии наук, опубликованным в работе члена-корреспондента РАН Кузыка Б. Н. «Инновационное развитие России: сценарный подход», наука и промышленность экономически развитых стран в настоящее время осуществляют модернизацию, обеспечивающую переход к 6-му технологическому укладу. Ядром нового технологического уклада, под которым понимают ведущие отрасли и виды деятельности, обеспечивающие максимальный экономический рост, являются нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и технологии новых материалов.

Промышленность же России по продуктовому ряду, средствам производства и технологиям сегодня находится в третьем, четвертом и на первых этапах 5-го технологического уклада. Микроэлектронные компоненты, ставшие технологической основой 5-го технологического уклада и сделавшие локомотивом развития такие отрасли как электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, в России коснулись главным образом предприятий военно-промышленного комплекса, но в недостаточных масштабах.

Применительно к российскому судостроению данный вывод корректен. Военная продукция, проекты которой созданы учеными и конструкторами судостроительной промышленности страны, базируется в основном на разработках и заделах четвертого технологического уклада. В меньшей мере представлены модернизированные образцы техники, в которых в достаточной мере использованы инновации 5-го технологического уклада. Гражданская судостроительная продукция в технико-экономическом плане достаточно современна, но даже при проектировании в отечественных конструкторских бюро за редким исключением комплектуется приборными комплексами и механизмами импортного производства.

Исследуя проблему инновационного развития России, ученые Российской академии наук сделали вывод, что «перед страной стоит архисложная задача - осуществить переход к шестому укладу, не до конца освоив предшествующий пятый». При этом указывается на наличие в российской промышленности, в целом, и в судостроении, в частности, прорывных исследований и разработок в области критических технологий практически по всем направлениям 6-го технологического уклада.

При этом, нам необходимо предусмотреть значимые общественные мероприятия, сохраняющие преемственность современных и будущих корабелов с морским историческим прошлым России. В этом аспекте считаю целесообразным предложить достойно отметить 150-летие со дня рождения великого ученого кораблестроителя Крылова Алексея Николаевича, которое состоится 15 августа 2013 годы. К этой торжественной дате Обществу необходимо реализовать проект установки бюста ученого на его родине и провести научно-практические конференции: одну на родине А.Н. Крылова в Чувашии в июне 2013г. в г. Чебоксары в Чебоксарском политехническом институте, а вторую – совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова в Санкт-Петербурге в октябре 2012 года.

Всемирная морская технологическая конференция (WMTC2012, www.wmtc2012.org) состоялась с 29 мая по 1 июня 2012 в морской столице России Санкт-Петербурге в отеле Парк Инн Пулковская.

Это четвертая подобная конференция морского инженерного направления после Сан-Франциско (2003), Лондона (2006) и Мумбая (2009). В России она организована Научно-техническим обществом судостроителей им. акад. А.Н. Крылова (НТОС) под эгидой Объединенной судостроительной корпорации при поддержке правительства Российской Федерации.

Всемирная морская технологическая конференция 2012 представляет собой важный глобальный форум специалистов различных направлений морской промышленности, проводимый с целью обмена достижениями и опытом.

Участниками конференции были вузы, организации и предприятия судостроительной и нефтегазовой промышленности, судоходные компании, классификационные общества, страховые компании, научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские бюро, правительственные организации России, СНГ и дальнего зарубежья, включая США, Англию, Францию, Германию, Китай, Южную Корею, Испанию, Сингапур, Малайзию и др.

На конференции представлены пленарные и секционные доклады по семи основным направлениям: судостроение и судоходство, военно-морской инжиниринг, прибрежные нефтегазовые установки, морские технические системы, практическая океанография, экология морской среды, возобновляемые источники энергии, подводные аппараты.

В рамках конференции в отеле Парк Инн Пулковская прошла выставка достижений в области морского инжиниринга, судостроения и океанотехники.

Значительным событием конференции является Форум молодых морских лидеров с участием студентов, аспирантов и молодых специалистов различных стран. Основная тема форума - модернизация и инновационное развитие морской науки, техники и промышленности.

Проведение Всемирной морской технологической конференции и выставки WMTC2012 способствует объединению международного морского инженерного сообщества и успешному решению насущных и долгосрочных проблем создания и эксплуатации морской техники при освоении Мирового океана.

Научно-техническое общество судостроителей в лице своих членов имеет уникальный научный потенциал для содействия решению актуальных научных задач в масштабах отрасли. Примером может служить развитие и практическое внедрение современных информационных компьютерных технологий. Это научное направление в настоящее время является одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности судостроительной продукции. Поэтому научный потенциал нашего Общества должен всемерно направляться на внедрение этих проектов и технологий, в первую очередь, в проектирование новых кораблей и судов.

Безусловно, что основой выполнения Обществом уставных задач останется работа его научно-технических секций. Ввиду этого необходимо активизировать привлечение специалистов отрасли в работу секций. Специализированным секциям НТО необходимо усилить контакты с научно-техническими советами региональных центров судостроения и судоремонта.

Важно по аналогии с опытом зарубежных инженерных общественных организаций найти решение вопроса об участии Научно-технического общества в планировании и выполнении НИОКР, финансируемых из бюджета. Эта задача должна быть поставлена в процессе формирования бюджета акционерных компаний «Объединенной судостроительной корпорации».

Научно-техническое общество судостроителей тесно связано с деятельностью Союза научно-инженерных обществ (г. Москва) и всегда поддерживало и будет поддерживать все мероприятия, запланированные Союзом НИО.

Перечисленные мной, а также представленные региональными отделениями задачи предстоит решать будущим руководящим органам Научно-технического общества. Работы предстоит много. И выполнить эту работу без самой действенной поддержки руководителей наших предприятий и организаций трудно. И в части финансовой помощи для проведения мероприятий, и в части решения организационных проблем.

Должен отметить, что большинство руководителей предприятий понимают это и поддерживают наше Общество а, соответственно, и его исторические традиции, заложенные Алексеем Николаевичем Крыловым и другими известными судостроителями России.

 

Надеемся, что это понимание и сотрудничество сохранятся и в будущем.

Благодарю за внимание.